Тормозная жидкость - какую заливать, когда менять? > Тормоза и другие детали автомобиля
Тормоза придумал мудрый!    

Тормозная жидкость - какую заливать, когда менять?


Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Тормозная жидкость

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: моторного масла, антифриза, очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Заливка тормозной жидкости



Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими хаpaктеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем: минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемыми, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных хаpaктеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Классификация тормозных жидкостей

Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Tрaнcпорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических хаpaктеристик этих трaнcпортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).

Тормозная жидкость классификация

Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не сpaбатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными хаpaктеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей». В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.

DOT 3.«Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и баpaбанные (на задней оси) тормоза.

DOT-3

DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» — не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в трaнcпортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.

Тормозная жидкость DOT-4

DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных трaнcпортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.

DOT 5.1. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневый. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.

DOT 5.1

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Класс ТЗ Достоинства Недостатки
DOT 3
  • Невысокая стоимость
  • Агрессивно воздействует на ЛКП авто
  • Разъедает резиновые тормозные прокладки
  • Обладает повышенной гигроскопичностью (активно поглощает воду), что приводит к коррозии узлов тормозной системы
DOT 4
  • Умеренная по сравнению с DOT 3 гигроскопичность
  • Улучшенные температурные показатели
  • Агрессивно воздействует на ЛКП
  • Хоть и умеренно, но поглощает воду, что приводит к коррозии узлов тормозной системы
  • Высокая, по сравнению с DOT 3 стоимость
DOT 5
  • Не портит ЛКП
  • Обладает низкой гигроскопичностью (не поглощает воду)
  • Оптимально воздействует на резиновые детали тормозной системы
  • Нельзя смешивать с другими ТЗ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1)
  • Может вызывать локальную коррозию в местах скопления влаги
  • Низкая компрессия (эффект «мягкой» педали тормоза)
  • Высокая стоимость
  • Не подходит для большинства трaнcпортных средств
DOT 5.1
  • Высокая точка кипения
  • Низкая степень вязкости при воздействии низких температур
  • Совместимость с резиновыми деталями тормозной системы
  • Высокая степень гигроскопичности
  • Агрессивно воздействует на ЛКП автомобиля
  • Относительно высокая стоимость

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических хаpaктеристик (низкой гигроскопичности, хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет). Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов. Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности, а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги. Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года. Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Читайте также: Самостоятельная замена тормозной жидкости


Пять недостатков Volkswagen Tiguan первого поколения


Пять недостатков Volkswagen Tiguan первого поколенияVolkswagen пришел на рынок кроссоверов класса С поздновато, только в 2006 году, когда у большинства конкурентов подобные машины в модельном ряду уже имелис...

06 07 2022 14:46:41

Машины с армянскими номерами конфискуют - почему и что делать


Машины с армянскими номерами конфискуют - почему и что делать В свое время мы сделали большой материал, посвященный автомобилям на армянских номерах в России, в котором рассказали о том, зачем покупать машину в Армени...

05 07 2022 19:11:12

Замена свечей зажигания: когда и как это сделать

В первом материале «Искрометные детали: все о свечах зажигания» мы узнали о видах свечей, правилах их выбора и особенностях эксплуатации. Сегодня мы поведа...

04 07 2022 17:50:40

Автомошенничества. «Договорные автомобили»


Автомошенничества. «Договорные автомобили» Сегодня в преступном мире, «обслуживающем» автомобильный рынок, работает несколько эффективных схем, позволяющих злоумышленникам извлекать многомиллионных...

03 07 2022 10:37:25

Как заплатить трaнcпортный налог


Как заплатить трaнcпортный налог Не секрет, что помимо затрат на эксплуатацию автомобиля на плечи российского автомобилиста тяжким бременем ложится уплата налогов в государственную казну в...

02 07 2022 17:39:29

Как сделать антикоррозийную обработку кузова, днища, арок


Как сделать антикоррозийную обработку кузова, днища, арок Наносимые на заводах-изготовителях антикоррозионные составы и шумоизоляционные мастики защищают колесные арки, багажник, моторный отсек и другие поверхност...

01 07 2022 1:18:16

Hyundai Santa Fe IV - что скрывается за тремя этажами оптики


Hyundai Santa Fe IV - что скрывается за тремя этажами оптики Итак, дамы и господа, перед вами Hyundai Santa-Fe 4-го поколения. Полностью изменившийся по сравнению с предшественником. Hyundai Santa Fe IV выпускается с...

30 06 2022 5:27:50

За что можно любить и ненавидеть Renault Kaptur


За что можно любить и ненавидеть Renault Kaptur Сегодня рынок кроссоверов переполнен различными предложениями. От компактного до семейного, с полным или передним приводом, клиренсом повыше или пониже. Эт...

29 06 2022 1:45:15

Как правильно долить антифриз


Как правильно долить антифриз Редкий владелец автомобиля ни разу не сталкивался с необходимостью долива охлаждающей жидкости. Микротрещины, потеки, «сопливость» помпы, да и банальное ис...

28 06 2022 13:38:42

Toyota Corolla E150 – плюсы и минусы


Toyota Corolla E150 – плюсы и минусы Corolla – один из самых популярных брендов Toyota, автомобиль производится с 1966 года и за это время сменил не одно поколение. В частности, машина, о кото...

27 06 2022 4:27:53

Ниссан Альмера - пять главных недостатков


Ниссан Альмера - пять главных недостатков Когда в конце 2018 года на конвейере Авто В А За прекратили сборку Nissan Almera никто не расстроился. Несмотря на то, что « Альмер» на российских дорогах не т...

26 06 2022 7:25:59

Пружина амортизатора: устройство, виды, неисправности

Не секрет, что подвеска испытывает серьезные «потрясения» из-за качества дорог. А чтобы как-то минимизировать воздействие, устанавливают пружины. Они влияю...

25 06 2022 5:14:51

Отрицательный развал колес, что это и для чего он нужен?


Отрицательный развал колес, что это и для чего он нужен? После любого вмешательство в ходовую часть автомобиля, когда было затронуто резьбовое соединение, необходимо обратиться в пункт сход-развал для восстановле...

24 06 2022 5:35:50

Как проверить б/у автомобиль перед покупкой - 10 способов


Как проверить б/у автомобиль перед покупкой - 10 способов Есть категория людей, которая покупает исключительно новые автомобили. Например, человек купил новинку, обслуживался только в сервисе официального дилера,...

23 06 2022 3:10:47

Задиры в двигателе G4KD – причина, профилактика, способы устранения


Задиры в двигателе G4KD – причина, профилактика, способы устранения Двухлитровый мотор Kia-Hyundai G4KD давно на слуху у отечественных водителей. Он стал известен благодаря широкому применению – двигатель ставился как на то...

22 06 2022 22:20:45

Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля.


Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля. Лень – двигатель прогресса, и пример круиз-контроля, который пришел в автомобильную промышленность из США, это подтверждает. Ленивые американцы, у которых,...

21 06 2022 4:51:40

Водители и коронавирус – что ждать, к чему готовится


Водители и коронавирус – что ждать, к чему готовится В нашей стране есть отличная поговорка – беда не приходит одна. Вот и в этот раз на владельцев автомобилей свалились сразу две неприятности: коронавирус и...

20 06 2022 18:28:50

Бензин или дизель: какой двигатель лучше?


Бензин или дизель: какой двигатель лучше? Извечный вопрос – машину с каким типом двигателя выбрать, бензиновым или дизельным, мучает российского автомобилиста уже не первый десяток лет. У каждого и...

19 06 2022 8:32:20

Как сохранить номера при продаже автомобиля


Как сохранить номера при продаже автомобиля С октября 2003 автомобиль можно продать вместе с государственными номерными знаками без снятия с учета. Однако не каждый готов расстаться с привычной комби...

18 06 2022 8:45:17

Почему не крутит стартер: причины и что делать


Почему не крутит стартер: причины и что делать В процессе эксплуатации машины одной из часто встречаемых проблем является отказ стартера. В результате чего, после включения зажигания не удается запустит...

17 06 2022 17:25:35

Бедная смесь: признаки и причины появления


Бедная смесь: признаки и причины появления Пришлось лично столкнуться с такой проблемой, как обедненная смесь, выяснить все причины. Поэтому хочу рассказать по личному опыту, на что обращать внимани...

16 06 2022 1:51:34

Стук при повороте руля: причины и решения проблемы


Стук при повороте руля: причины и решения проблемы Стуки при повороте руля достаточно часто встречающаяся неисправность ходовой части автомобиля. При обнаружении любых неполадок или только лишь при подозрен...

15 06 2022 3:34:41

Как снять тонировку самостоятельно. Способы снятие тонировки.


Как снять тонировку самостоятельно. Способы снятие тонировки. Вопрос тонировки по-прежнему стоит на повестке дня остро. Ведь с тех пор, как ответственность за превышающую положенные нормы тонировку выросла, собственни...

14 06 2022 10:31:36

Пропуска для водителей в городах России – как получить и пользоваться

Коронавирус вносит все больше новшеств в жизнь россиян. Казавшиеся еще недавно немыслимыми условия и ограничения уже привычны и обыденны. Добрались и до во...

13 06 2022 20:11:23

Колесные проставки для изменения вылета – нужны или нет

Проставки для колесных дисков сегодня стали модным элементом автомобильного тюнинга. Настолько – что многие ставят их, не задумываясь о последствиях. Мол,...

12 06 2022 16:30:46

Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками


Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками В прошлом материале мы уже рассказали о том, зачем нужны обманки лямбда-зондов, какие они бывают и как работают. За рамками той статьи остался вопрос, как...

11 06 2022 6:35:25

Как обжаловать штраф за нарушение ПДД


Как обжаловать штраф за нарушение ПДД Любой, даже самый опытный водитель не застрахован от нарушения правил дорожного движения, за что, как известно, положены штрафные санкции. Но одно дело, ко...

10 06 2022 6:13:45

Занижение подвески: плюсы и минусы

Как занизить автомобиль. В статье приводятся все современные способы занижения автомобилей с фотографиями....

09 06 2022 20:47:35

Разбираемся в плюсах и минусах Volvo XC40


Разбираемся в плюсах и минусах Volvo XC40 Итак, начнем с того, что Volvo ХС40 — это совершенно новое творение шведов, на новой платформе, и эта модель не имеет абсолютно никаких корней. Для нее, а...

08 06 2022 15:11:17

Как выбрать видеорегистратор для автомобиля


Как выбрать видеорегистратор для автомобиля Количество дорожно-трaнcпортных происшествий в России, к сожалению, не уменьшается и каждый выезд на дорогу можно расценивать как лотерею – никто не знает,...

07 06 2022 21:43:29

Пять недостатков Lada Largus


Пять недостатков Lada Largus Largus с переводе с латыни «щедрый». И, действительно, универсал из Тольятти в чем-то очень щедр, например, у него большой салон и огромный багажник, а пас...

06 06 2022 18:26:32

Виновник скрылся с места ДТП, что делать?

Дорожно-трaнcпортное происшествие - само по себе явление крайне неприятное, способное вывести из душевного равновесия любого человека. А уж если второй уча...

05 06 2022 11:38:15

Купил BMW 5 F10 за миллион – сколько придется еще вложить


Купил BMW 5 F10 за миллион – сколько придется еще вложить Поводом для появления этой статьи стала новость о том, что компания Hyundai выпустила новую версию Solaris. В ней 6 подушек безопасности и она стоит 1,2 ми...

04 06 2022 23:39:53

Какие свечи зажигания лучше выбрать?


Какие свечи зажигания лучше выбрать? То, без чего не может функционировать ни один двигатель внутреннего сгорания – свечи зажигания. Эти важные детали служат для поджигания топливно-воздушной...

03 06 2022 23:10:37

Ступичный подшипник: проверка на неисправности


Ступичный подшипник: проверка на неисправности Каждый механизм автомобиля требует своевременного технического осмотра и обслуживания, в противном случае рано или поздно могут возникнуть серьёзные непола...

02 06 2022 9:50:52

Плохо заводится на холодную (Инжектор, дизель, карбюратор). Причины и способы решения


Плохо заводится на холодную (Инжектор, дизель, карбюратор). Причины и способы решения Двигатель считается холодным, пока не был произведен его первый запуск. Запуск мотора, когда он холодный затруднен тем обстоятельством, что для его пуска н...

01 06 2022 2:15:45

DSG роботизированная коробка передач. Плюсы и минусы робота DSG


DSG роботизированная коробка передач. Плюсы и минусы робота DSG Этот вид трaнcмиссий относится к так называемым преселективным роботизированным коробкам передач, особенностью конструкции которых является использование д...

31 05 2022 0:10:43

Выхлопная система: устройство и функции


Выхлопная система: устройство и функции Оснащенный двигателем внутреннего сгорания автомобиль нуждается в системе, через которую бы осуществлялся выпуск отработанных газов. Такая система, названн...

30 05 2022 16:15:52

Как это работает: система распределения тормозных усилий EBD


Как это работает: система распределения тормозных усилий EBD C тех пор, как в автомобильную промышленность пришла электроника, машины начали оснащать все большим количеством вспомогательных систем, которыми управлял...

29 05 2022 1:27:18

Хруст при повороте руля: причины и способы ремонта


Хруст при повороте руля: причины и способы ремонта Хрустящие звуки при повороте руля не являются частой неисправностью, поэтому могут поставить автовладельцев в тупик – у многих просто нет опыта борьбы с эт...

28 05 2022 21:44:58

Kia Rio 4 – основные недостатки


Kia Rio 4 – основные недостатки Четвертое поколение Kia Rio сменило третье, когда это была самая продаваемая машина на российском рынке. А это не только популярность и лояльная аудитория,...

27 05 2022 15:43:35

Неисправности и проблемы роботизированной коробки передач


Неисправности и проблемы роботизированной коробки передач В настоящее время очень многие автопроизводители в погоне за удешевлением производства и топливной экономичностью оснащают свои автомобили роботизированным...

26 05 2022 8:59:49

Как улучшить проходимость Renault Duster


Как улучшить проходимость Renault Duster Renault Duster по меркам кроссоверов считается проходимым автомобилем. У него высокий в сравнении с одноклассниками клиренс, приличные углы въезда и съезда...

25 05 2022 14:24:59

Автомобильная лебедка. Разновидности автолебедок.


Автомобильная лебедка. Разновидности автолебедок. Лебедка на автомобиле сегодня перестала быть чем – то экзотичным, устанавливаемой ранее лишь на автомобили спетехники. Она стала общедоступной и любой жела...

24 05 2022 19:35:53

Троит двигатель: причины поломки и методы ее устранения


Троит двигатель: причины поломки и методы ее устранения Одна из распространенных неисправностей мотора – перебои в работе одного или нескольких его цилиндров, о которых в среде автомобилистов говорят «троит двиг...

23 05 2022 13:18:14

Вылет колесного диска – все, что нужно знать

С колесными дисками получается очень интересная штука. Спросите автовладельцев, диски с какими параметрами стоят на их авто и получите необычные результаты...

22 05 2022 15:43:38

Три главные проблемы Skoda Octavia A7


Три главные проблемы Skoda Octavia A7 Skoda Octavia третьего поколения под индексом A7 является лидером продаж в гольф-классе на российском рынке. Продается лучше, чем Volkswagen Jetta, Toyota...

21 05 2022 14:14:41

Как, чем и зачем промывать систему охлаждения


Как, чем и зачем промывать систему охлаждения Промывка системы охлаждения – операция, которая не часто выходит на первый план в теме обслуживания автомобиля. Замена масла, фильтров, свечей – об этом зн...

20 05 2022 4:35:10

Типичные проблемы и неисправности АКПП


Типичные проблемы и неисправности АКПП В наше время автолюбители при покупке автомобиля все чаще и чаще отдают предпочтение машинам с автоматической коробкой передач. Оно собственно не удивитель...

19 05 2022 2:24:53

Вредно ли чистить форсунки ультразвуком?

Загрязнение форсунок двигателя – явление не столь редкое, как можно было бы себе представить. С подобной ситуацией сталкиваются очень многие водители в наш...

18 05 2022 23:54:26

Еще:
Устройство автомобиля -1 :: Устройство автомобиля -2 :: Устройство автомобиля -3 ::