Цепь или ремень ГРМ - что лучше и надежнее? > Тормоза и другие детали автомобиля
Тормоза придумал мудрый!    

Цепь или ремень ГРМ - что лучше и надежнее?


Разбирая причины, по которым в современных двигателях гнет клапана, мы определили, что это происходит, когда выходит из строя привод газораспределительного механизма (ГРМ). А точнее — рвется ремень или растягивается цепь ГРМ, в зависимости от того, какой привод у этого механизма, ременной или цепной. В нашей сегодняшней статье мы обсудим, какой же из указанных приводов ГРМ надежнее.

Ремень ГРМ слева, цепь справа

Что было раньше – ремень или цепь?

Прежде чем рассказать, какой из типов приводов начали применять на двигателях внутреннего сгорания первым, остановимся вкратце на устройстве и значении газораспределительного механизма для мотора. ГРМ состоит из трех основных компонентов:

  • Клапаны (впускают в камеры сгорания мотора топливовоздушную смесь и выпускают оттуда продукты ее сгорания, расположены в головке блока цилиндров);
  • Распределительный вал (отвечает за периодичность фаз газораспределения, заставляя клапаны открываться и закрываться, находится в головке цилиндров);
  • Привод распределительного вала (передает крутящий момент с коленвала на распредвал, расположен между коленчатым и распределительным валом).
Устройство ГРМ

Привод распределительного вала появился в моторах с верхним расположением клапанов в середине 20-го века. В наиболее распространенных до этого времени нижнеклапанных двигателях вращательное усилие от коленчатого вала к распределительному передавалось через шестеренчатый механизм. Устройство верхнеклапанного двигателя с распределительным валом, который получал крутящий момент от коленвала через привод, позволило сделать моторы более мощными.

В первых ДВС с верхним расположением клапанов для передачи момента применялась металлическая цепь. Она была двух или трехрядной – для повышения надежности, и «ходила» при помощи роликового механизма, в составе которого были натяжители, успокоители и ограничительный палец, которые не давали цепи «играть» во время работы. Впоследствии роликовый механизм уступил место зубчатому, который обладал рядом преимуществ, одно из которых – тихая работа при высоких нагрузках. Преобразилась и сама цепь – вместо прежних двух или трех рядов использовалась однорядная цепь.



Первое применение в конструкции ГРМ ременного привода датируется 1956 годом – именно тогда цепь уступила место ремню в двигателе внутреннего сгорания, установленного на американском гоночном автомобиле Devin Sports Car.

Devin Sports Car — один из первых авто с ременным приводом ГРМ.

На то время ременные приводы ГРМ в основном использовались на спорткарах, что позволяло инженерам добиться от моторов повышенного крутящего момента и мощности.

Массовый приход ремня ГРМ в автомобильную отрасль случился через три десятка лет. Сегодня большинство моделей автомобилей имеют трех и четырехцилиндровые двигатели с ременным приводом ГРМ, а цепной механизм в конструкции шести и восьмицилиндровых силовых агрегатов использует ограниченное число производителей (BMW, Toyota, Mitsubishi и прочие).

Цепь грм в двигателе V8 от BMW

Есть еще так называемый гибридный привод ГРМ, в котором нашлось место цепи и ремню. Но широкого распространения этот тип механизма передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу не получил.

Особенностью цепного привода является не только наличие у него системы сдержек и противовесов в «лице» натяжителей и успокоителей. Цепь нуждается в постоянной смазке и потому проходит через так называемую масляную ванну силовой установки. Ремню смазка не нужна – и это уже упрощает эксплуатацию данного механизма, в составе которого есть натяжной ролик, шкивы и каркас, ответственные за удержание ремня в «узде». В настоящее время массово используются зубчатые ремни, которые благодаря определенной форме зубцов (трапециевидные или округлые) надежно сцепляются с поверхностью ролика и шкивов, обеспечивая передачу вращательного усилия без рывков.

Ремень грм в дизельном двигателе 2.5 Hyundai Starex

Разобравшись в основных отличительных особенностях цепного и ременного привода газораспределительного механизма, приступим к рассмотрению главного вопроса – положительных и отрицательных сторон каждого из них. Начнем с «пионера» — цепного привода ГРМ.

Цепь в ГРМ: достоинства и недостатки

Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев в конструкции данного привода ГРМ используется однорядная цепь, его считают более предпочтительным, чем ременной привод. Перечислим основные достоинства цепи ГРМ – это долговечность и надежность. Изготовленная из прочных сталей цепь пpaктически не подвержена механическим повреждениям, она стойко переносит перепады температур и прочие погодные катаклизмы. Для двигателя с цепным приводом ГРМ такая поломка, как загиб клапанов, не хаpaктерна, хотя иногда и случается, когда автовладелец не реагирует на тревожные сигналы со стороны растянутой цепи – дребезжание, которое нельзя не расслышать даже при очень громкой работе двигателя. Ресурс работы цепи в приводе газораспределительного механизма исчисляется 100 или 200 тысячами километров. При приближении к таким значениям пробега автомобиля настоятельно рекомендуется проверить состояние цепи, натяжителей и успокоителей, а если выявится, что цепь растянулась или ролики износились – потребуется замена.

Цепь ГРМ в двигателе 1.4 TSI

А теперь остановимся на недостатках цепного привода ГРМ. Их больше, чем преимуществ, но они не перевешивают главных достоинств механизма такого типа.

Сложность конструкции – состояние цепи сложно оценить визуально, просто открыв капот, так как она находится в головке блока цилиндров и в самом блоке. Когда наступает срок проверки степени изношенности звеньев цепи или натяжителей, успокоителей или ограничительного пальца, приходится совершать ряд трудоемких операций по разборке и последующей сборке головки блока и блока цилиндра — только этот способ диагностики считается самым достоверным.

Большая масса – металлическая цепь добавляет лишние килограммы к весу двигателя, что напрямую влияет не только на динамику автомобиля, но и на такой важный показатель, как расход топлива.

Шумность – даже новая, хорошо натянутая цепь издает при работе ощутимый шум, который (особенно на дизельных двигателях) можно заглушить, применив довольно плотные шумоизоляционные материалы моторного отсека.

Дорогое обслуживание – стоимость цепи и других деталей привода довольно высока, а работа по их замене тоже обойдется владельцу машины с двигателем с цепным приводом ГРМ в копеечку.



Ремень в ГРМ: плюсы и минусы

В противовес цепному приводу газораспределительного механизма, ременной привод обладает рядом положительных свойств, благодаря которым он и получил столь широкое распространение в современном двигателестроении.

Ремень ГРМ

К его очевидным плюсам относятся:

Простота конструкции – ременной привод не нуждается в смазке, его механизм состоит из деталей, которые легко заменить, не прибегая к помощи специалистов.

Легкий вес – ремень изготавливается из стекловолокна и неопрена, которые обладают небольшой массой. Вкупе с легковесными роликами и шкивами ременной привод ГРМ позволяет снизить массу двигателя, что положительно сказывается на динамике автомобиля и топливном «аппетите» его силового агрегата.

Тихая работа – эластичный ремень не издает шума, хаpaктерного для металлической цепи, благодаря чему обеспечивается акустический комфорт в салоне автомобиля.

Дешевизна обслуживания – стоимость ремня и других деталей такого привода намного ниже, чем цепи и других элементов такого механизма ГРМ. Простая конструкция привода обеспечивает доступ ко всем его элементам, что снижает затраты на обслуживание ГРМ.

Наряду с такими положительными качествами, у ремня ГРМ имеется одно отрицательное свойство – несмотря на кажущуюся прочность конструкции, он подвержен разрывам в самое неподходящее время. Как правило, это происходит по причине скорого износа ремня или деталей привода под воздействием высоких или низких температур, загрязнения его поверхности, работе двигателя с повышенной нагрузкой. Ресурс работы ремня по регламенту многих автопроизводителей не превышает 50 – 60 тысяч километров: на таком пробеге рекомендуется заменить все движущиеся части механизма. Кроме того рекомендуется периодическая (раз на 10 тысяч километров пробега) проверка состояния ремня. Если этого не сделать, то в результате обрыва ремня у двигателя могут погнуться клапана, а это, в свою очередь, чревато дорогостоящим ремонтом.

Обрыв ремня ГРМ

Напоследок, совет: какому бы типу привода ГРМ вы не отдавали предпочтение, периодически проводите проверку состояния цепи или ремня и при необходимости заменяйте изношенные детали этого узла на новые.




Почему не сpaбатывает вентилятор охлаждения двигателя


Почему не сpaбатывает вентилятор охлаждения двигателя При работе двигателя температура в камерах сгорания достигает порядка 1500-2000 градусов Цельсия. Если не отбирать тепло от стенок цилиндров, то неизбежен...

21 01 2022 3:45:17

Нужно ли заливать масло в фильтр при замене


Нужно ли заливать масло в фильтр при замене В последние годы в копилку автомобильных холиваров добавилась новая тема - нужно ли заливать масло в фильтр при замене масла в двигателе. Казалось бы, что...

20 01 2022 3:29:39

Оставлять ли автомобиль с вывернутыми колесами?


Оставлять ли автомобиль с вывернутыми колесами? Среди владельцев автомобилей популярен миф – при парковке нужно ставить колеса прямо, чтобы не вредить машине. Миф довольно распространен на форумах и в ин...

19 01 2022 20:26:20

Почему скрипят тормозные колодки и что с этим делать


Почему скрипят тормозные колодки и что с этим делать Скрип тормозов – вещь в большинстве случаев не опасная, но жутко раздражающая. Обычно с качеством замедления при скрипящих колодках проблем нет (хотя бываю...

18 01 2022 11:13:54

Направляющие суппортов: как и чем смазывать


Направляющие суппортов: как и чем смазывать При замене или простом обслуживании суппортов, рекомендуется смазывать трущиеся, подвижные детали специальными смазками, для обеспечения нормальной работы...

17 01 2022 11:51:36

Колесные проставки для изменения вылета – нужны или нет


Колесные проставки для изменения вылета – нужны или нет Проставки для колесных дисков сегодня стали модным элементом автомобильного тюнинга. Настолько – что многие ставят их, не задумываясь о последствиях. Мол,...

16 01 2022 4:11:13

Чистка и промывка форсунок своими руками


Чистка и промывка форсунок своими руками В теории и пpaктике обслуживания автомобилей есть операции, необходимость и периодичность которых вызывает сомнения. Чистка и промывка форсунок системы впр...

15 01 2022 11:14:20

Двигатель троит на холодную: причины и способы ремонта


Двигатель троит на холодную: причины и способы ремонта Плохой запуск, нестабильная работа мотора, пропуски зажигания (двигатель троит) чаще всего проявляются на холодном двигателе. Подобные неисправности вызван...

14 01 2022 7:43:18

Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками


Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками В прошлом материале мы уже рассказали о том, зачем нужны обманки лямбда-зондов, какие они бывают и как работают. За рамками той статьи остался вопрос, как...

13 01 2022 10:49:24

Как выбрать подержанный Honda Accord 8


Как выбрать подержанный Honda Accord 8 В старые-добрые времена, когда доллар стоил 30 рублей, автомобили марки Honda были в нашей стране весьма популярны. Это потом хондовцам стало нечего предло...

12 01 2022 12:24:11

Ford Ka – самый доступный автомобиль для дeвyшки


Ford Ka – самый доступный автомобиль для дeвyшки Уже давно прошла мода на гранённые и угловатые модели автомобилей. Завершается и эра биодизайна. Что же будут «носить» автомобили 21-го века? Компания «For...

11 01 2022 14:38:50

Toyota Rush – мини Land Cruiser Prado?


Toyota Rush – мини Land Cruiser Prado? Сегодня речь пойдет об очень популярном автомобиле у дальневосточников. Сахалин, Камчатка, Приморье, Якутия, Магадан, Хабаровский край — вот те места, где...

10 01 2022 0:54:30

Пять недостатков Volkswagen Tiguan первого поколения


Пять недостатков Volkswagen Tiguan первого поколенияVolkswagen пришел на рынок кроссоверов класса С поздновато, только в 2006 году, когда у большинства конкурентов подобные машины в модельном ряду уже имелис...

09 01 2022 4:34:15

Механическая коробка передач: устройство, неисправности, эксплуатация


Механическая коробка передач: устройство, неисправности, эксплуатация Сегодня мы рассмотрим устройство механической коробки передач, её положительные и отрицательные стороны, а также наиболее часто встречаемые неисправности....

08 01 2022 19:34:34

Проблемы и неисправности вариатора


Проблемы и неисправности вариатора Несмотря на то, что первые серийные автомобили, оснащенные вариаторами, появились еще в 1958 году, особое распространение этот тип автоматической трaнcмисс...

07 01 2022 2:57:21

Отрицательный развал колес, что это и для чего он нужен?


Отрицательный развал колес, что это и для чего он нужен? После любого вмешательство в ходовую часть автомобиля, когда было затронуто резьбовое соединение, необходимо обратиться в пункт сход-развал для восстановле...

06 01 2022 21:48:24

Пассивная безопасность автомобиля: что защищает водителя и пассажиров


Пассивная безопасность автомобиля: что защищает водителя и пассажиров Пассивная безопасность – это комплекс систем, установленных в автомобиле, которые уменьшают последствия дорожно-трaнcпортного происшествия для водителя и п...

05 01 2022 19:22:49

Антиблокировочная система торможения ABS. Плюсы и минусы


Антиблокировочная система торможения ABS. Плюсы и минусы Статья о том как устроена антиблокировочная система ABS, в чем ее минусы и плюсы и краткая история создания ABS....

04 01 2022 6:35:36

Какое давление должно быть в шинах автомобиля


Какое давление должно быть в шинах автомобиля В процессе эксплуатации автомобиля водитель должен неукоснительно соблюдать несколько важных правил, от которых напрямую зависит качество и комфорт езды. С...

03 01 2022 23:17:48

Тест-драйв Fiat 500L – нужен ли итальянец в России


Тест-драйв Fiat 500L – нужен ли итальянец в России Экономический кризис 2014 года очень сильно изменил автомобильный рынок России. Если раньше импортируемые машины могли по цене на равных бороться с произво...

02 01 2022 17:37:34

Какое масло заливать в ГУР


Какое масло заливать в ГУР Чтобы облегчить управление автомобилем, или в простонародье, «рулежку», был изобретен гидроусилитель рулевого колеса – механизм, который помогает «бapaнке»...

01 01 2022 7:30:19

Рядный двигатель - устройство, хаpaктеристики, плюсы и минусы


Рядный двигатель - устройство, хаpaктеристики, плюсы и минусы Этим материалом мы начинаем серию статей о типах двигателей внутреннего сгорания. Начнем с самого простого – рядного. Рядным называется двигатель внутренне...

31 12 2021 18:35:27

Пружина амортизатора: устройство, виды, неисправности


Пружина амортизатора: устройство, виды, неисправности Не секрет, что подвеска испытывает серьезные «потрясения» из-за качества дорог. А чтобы как-то минимизировать воздействие, устанавливают пружины. Они влияю...

30 12 2021 12:38:39

Как открыть авто, если ключ остался внутри?


Как открыть авто, если ключ остался внутри? Причин, по которым вы случайно можете захлопнуть дверь автомобиля с оставшимися внутри ключами, может быть масса. В любом случае, если в такой неприятной с...

29 12 2021 4:37:12

Выжимной подшипник сцепления: устройство, неисправности, проверка


Выжимной подшипник сцепления: устройство, неисправности, проверка Одним из наиболее важных узлов автомобиля с механической трaнcмиссией является сцепление. Именно благодаря ему происходит кратковременное разъединение веду...

28 12 2021 2:12:19

Эмульсия в двигателе: причины, последствия, что делать?


Эмульсия в двигателе: причины, последствия, что делать? Моторное масло нужно менять через 10 000 км — такого мнения придерживаются производители автомобилей и специалисты по их обслуживанию. Но даже при полном с...

27 12 2021 6:26:38

Чистка дроссельной заслонки: инструкция, советы, ошибки.


Чистка дроссельной заслонки: инструкция, советы, ошибки. Дроссельная заслонка (далее ДЗ) на автомобиле служит для точного дозирования количества воздуха при приготовлении топливовоздушной смеси и от ее исправного...

26 12 2021 15:47:58

Как подготовить автомобиль к зиме


Как подготовить автомобиль к зиме Накануне каждого осенне-зимнего сезона российские водители вспоминают, что их автомобиль нуждается в специальной подготовке к испытанию низкими температура...

25 12 2021 19:54:41

Почему потеет фара и что с этим делать


Почему потеет фара и что с этим делать Знакомая многим автовладельцам ситуация - потеет фара. Особенно это актуально в сырую погоду, либо во время мойки, когда воздух просто насыщен влагой. Поми...

24 12 2021 12:26:40

Все о генеральной доверенности на автомобиль


Все о генеральной доверенности на автомобиль Еще не так давно оформление генеральной доверенности было весьма популярным способом продажи автомобиля. На сегодняшний день это пpaктикуется все реже и ре...

23 12 2021 19:53:12

Почему пинается АКПП: причины, диагностика, устранение


Почему пинается АКПП: причины, диагностика, устранение Автомобили, снабжённые автоматической трaнcмиссией, обладают большим комфортом, а также значительно проще в управлении по сравнению с механическими аналога...

22 12 2021 18:32:17

Как проверить АКПП при покупке б/у авто


Как проверить АКПП при покупке б/у авто Первостепенно, нужно определить какого плана будет осуществлена проверка, самостоятельная или же специализированная на СТО? Сложно найти толковых специалис...

21 12 2021 13:49:15

Ниссан Альмера - пять главных недостатков


Ниссан Альмера - пять главных недостатков Когда в конце 2018 года на конвейере АвтоВАЗа прекратили сборку Nissan Almera никто не расстроился. Несмотря на то, что «Альмер» на российских дорогах не т...

20 12 2021 23:58:29

Volvo XC60 с пробегом — что требует внимания и сколько стоит обслуживание


Volvo XC60 с пробегом — что требует внимания и сколько стоит обслуживание Выбор автомобиля на вторичном рынке, дело не совсем простое, так как любое трaнcпортное средство имеет достоинства и недостатки. Иногда их поровну, а неред...

19 12 2021 11:54:56

Какие летние шины выбрать


Какие летние шины выбрать Близится летний сезон и пора бы уже подумать автомобилистам о покупке летних шин. Что сегодня готов предложить нам рынок из новинок? Или быть может пойти п...

18 12 2021 19:10:24

Skoda Yeti - выявляем достоинства и недостатки


Skoda Yeti - выявляем достоинства и недостатки Skoda Yeti - компактный кроссовер, который выпускался с 2009 по 2017 годы. Достаточно популярный во всем мире, в том числе, и России. Об этом говорят цифры...

17 12 2021 18:22:10

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ: неисправности, проверка, замена.


Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ: неисправности, проверка, замена. Работой любого инжекторного двигателя управляет электроника в виде ЭБУ (электронный блок управления), работа которого основана на показаниях группы датчико...

16 12 2021 3:19:50

Какое масло заливать в коробку передач: МКПП и АКПП


Какое масло заливать в коробку передач: МКПП и АКПП Один из самых насущных для автолюбителей вопросов - стоит ли менять в коробке переключения передач своего «железного коня» трaнcмиссионную жидкость и когда...

15 12 2021 14:43:38

Стартер: устройство и неисправности


Стартер: устройство и неисправности Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда при попытке завести мотор из-под капота слышен лишь треск тягового реле стартера, либо вообще ничего не проис...

14 12 2021 13:16:58

Вибрация на педалях сцепления, тормоза, газа - какие причины?


Вибрация на педалях сцепления, тормоза, газа - какие причины? Любая появившаяся вибрация на педалях управления авто всегда «говорит» о какой-либо неисправности. При этом данная неисправность может появиться как на одн...

13 12 2021 6:17:27

Как правильно эксплуатировать турбодизельный двигатель


Как правильно эксплуатировать турбодизельный двигатель Восемь главных правил эксплуатации дизельного двигателя с турбонаддувом....

12 12 2021 0:15:48

Какое масло заливать в коробку автомат (АКПП)


Какое масло заливать в коробку автомат (АКПП) В коробке передач любого типа, будь то «механика», АКПП, «робот» или вариатор используется трaнcмиссионное масло. Однако в разных типах коробок интервал ег...

11 12 2021 13:15:41

Маслосъемные колпачки (сальники клапанов) - неисправности, признаки износа, замена


Маслосъемные колпачки (сальники клапанов) - неисправности, признаки износа, замена Конструктивно в двигателе внутреннего сгорания имеется несколько видов сальников, служащих уплотнением для различных подвижных соединений, среди которых ос...

10 12 2021 13:51:34

Вождение в нетрезвом виде: наказание, штраф, лишение прав


Вождение в нетрезвом виде: наказание, штраф, лишение прав За последние несколько лет, многое в законодательстве касаемо пьяной езды, изменилось. Поэтому разберемся с этим вопросом подробно, каким образом доказываю...

09 12 2021 23:59:50

Как осуществляются выплаты по КАСКО при ДТП


Как осуществляются выплаты по КАСКО при ДТП Общеизвестно, что наличие у автолюбителя страхового полиса КАСКО позволяет ему получить страховую выплату для восстановления его автомобиля, поврежденного...

08 12 2021 14:49:22

Выбираем двигатель - турбированный или атмосферный


Выбираем двигатель - турбированный или атмосферный Каждый автолюбитель рано или поздно предстает перед выбором: машину с каким мотором, атмосферным или турбированным, ему приобрести. И у тех, и у других сил...

07 12 2021 23:32:55

Предпусковой подогреватель двигателя: виды, плюсы и минусы установки


Предпусковой подогреватель двигателя: виды, плюсы и минусы установки Уже сегодня некоторые автопроизводители, поставляющие свои модели в Россию, предлагают в качестве опции установку автономного предпускового подогревателя д...

06 12 2021 1:22:12

Бензин или дизель: какой двигатель лучше?


Бензин или дизель: какой двигатель лучше? Извечный вопрос – машину с каким типом двигателя выбрать, бензиновым или дизельным, мучает российского автомобилиста уже не первый десяток лет. У каждого и...

05 12 2021 17:58:41

ТОП-5 ошибок при замене масла в двигателе


ТОП-5 ошибок при замене масла в двигателе Замена масла в моторе – простая и понятная процеДypa. Тем не менее, многие владельцы автомобилей допускают промахи, из-за которых двигатель изнашивается бы...

04 12 2021 0:20:17

Renault Duster II: лучшее – враг хорошего?


Renault Duster II: лучшее – враг хорошего? В ноябре 2017 года компания Renault представила "абсолютно новый Duster" и целевая аудитория, в Европе состоящая из, как правило, сельских жителей, населен...

03 12 2021 8:24:10

Еще:
Устройство автомобиля -1 :: Устройство автомобиля -2 :: Устройство автомобиля -3 ::