Цепь или ремень ГРМ - что лучше и надежнее? > Тормоза и другие детали автомобиля
Тормоза придумал мудрый!    

Цепь или ремень ГРМ - что лучше и надежнее?


Разбирая причины, по которым в современных двигателях гнет клапана, мы определили, что это происходит, когда выходит из строя привод газораспределительного механизма (ГРМ). А точнее — рвется ремень или растягивается цепь ГРМ, в зависимости от того, какой привод у этого механизма, ременной или цепной. В нашей сегодняшней статье мы обсудим, какой же из указанных приводов ГРМ надежнее.

Ремень ГРМ слева, цепь справа

Что было раньше – ремень или цепь?

Прежде чем рассказать, какой из типов приводов начали применять на двигателях внутреннего сгорания первым, остановимся вкратце на устройстве и значении газораспределительного механизма для мотора. ГРМ состоит из трех основных компонентов:

  • Клапаны (впускают в камеры сгорания мотора топливовоздушную смесь и выпускают оттуда продукты ее сгорания, расположены в головке блока цилиндров);
  • Распределительный вал (отвечает за периодичность фаз газораспределения, заставляя клапаны открываться и закрываться, находится в головке цилиндров);
  • Привод распределительного вала (передает крутящий момент с коленвала на распредвал, расположен между коленчатым и распределительным валом).
Устройство ГРМ

Привод распределительного вала появился в моторах с верхним расположением клапанов в середине 20-го века. В наиболее распространенных до этого времени нижнеклапанных двигателях вращательное усилие от коленчатого вала к распределительному передавалось через шестеренчатый механизм. Устройство верхнеклапанного двигателя с распределительным валом, который получал крутящий момент от коленвала через привод, позволило сделать моторы более мощными.

В первых ДВС с верхним расположением клапанов для передачи момента применялась металлическая цепь. Она была двух или трехрядной – для повышения надежности, и «ходила» при помощи роликового механизма, в составе которого были натяжители, успокоители и ограничительный палец, которые не давали цепи «играть» во время работы. Впоследствии роликовый механизм уступил место зубчатому, который обладал рядом преимуществ, одно из которых – тихая работа при высоких нагрузках. Преобразилась и сама цепь – вместо прежних двух или трех рядов использовалась однорядная цепь.



Первое применение в конструкции ГРМ ременного привода датируется 1956 годом – именно тогда цепь уступила место ремню в двигателе внутреннего сгорания, установленного на американском гоночном автомобиле Devin Sports Car.

Devin Sports Car — один из первых авто с ременным приводом ГРМ.

На то время ременные приводы ГРМ в основном использовались на спорткарах, что позволяло инженерам добиться от моторов повышенного крутящего момента и мощности.

Массовый приход ремня ГРМ в автомобильную отрасль случился через три десятка лет. Сегодня большинство моделей автомобилей имеют трех и четырехцилиндровые двигатели с ременным приводом ГРМ, а цепной механизм в конструкции шести и восьмицилиндровых силовых агрегатов использует ограниченное число производителей (BMW, Toyota, Mitsubishi и прочие).

Цепь грм в двигателе V8 от BMW

Есть еще так называемый гибридный привод ГРМ, в котором нашлось место цепи и ремню. Но широкого распространения этот тип механизма передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу не получил.

Особенностью цепного привода является не только наличие у него системы сдержек и противовесов в «лице» натяжителей и успокоителей. Цепь нуждается в постоянной смазке и потому проходит через так называемую масляную ванну силовой установки. Ремню смазка не нужна – и это уже упрощает эксплуатацию данного механизма, в составе которого есть натяжной ролик, шкивы и каркас, ответственные за удержание ремня в «узде». В настоящее время массово используются зубчатые ремни, которые благодаря определенной форме зубцов (трапециевидные или округлые) надежно сцепляются с поверхностью ролика и шкивов, обеспечивая передачу вращательного усилия без рывков.

Ремень грм в дизельном двигателе 2.5 Hyundai Starex

Разобравшись в основных отличительных особенностях цепного и ременного привода газораспределительного механизма, приступим к рассмотрению главного вопроса – положительных и отрицательных сторон каждого из них. Начнем с «пионера» — цепного привода ГРМ.

Цепь в ГРМ: достоинства и недостатки

Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев в конструкции данного привода ГРМ используется однорядная цепь, его считают более предпочтительным, чем ременной привод. Перечислим основные достоинства цепи ГРМ – это долговечность и надежность. Изготовленная из прочных сталей цепь пpaктически не подвержена механическим повреждениям, она стойко переносит перепады температур и прочие погодные катаклизмы. Для двигателя с цепным приводом ГРМ такая поломка, как загиб клапанов, не хаpaктерна, хотя иногда и случается, когда автовладелец не реагирует на тревожные сигналы со стороны растянутой цепи – дребезжание, которое нельзя не расслышать даже при очень громкой работе двигателя. Ресурс работы цепи в приводе газораспределительного механизма исчисляется 100 или 200 тысячами километров. При приближении к таким значениям пробега автомобиля настоятельно рекомендуется проверить состояние цепи, натяжителей и успокоителей, а если выявится, что цепь растянулась или ролики износились – потребуется замена.

Цепь ГРМ в двигателе 1.4 TSI

А теперь остановимся на недостатках цепного привода ГРМ. Их больше, чем преимуществ, но они не перевешивают главных достоинств механизма такого типа.

Сложность конструкции – состояние цепи сложно оценить визуально, просто открыв капот, так как она находится в головке блока цилиндров и в самом блоке. Когда наступает срок проверки степени изношенности звеньев цепи или натяжителей, успокоителей или ограничительного пальца, приходится совершать ряд трудоемких операций по разборке и последующей сборке головки блока и блока цилиндра — только этот способ диагностики считается самым достоверным.

Большая масса – металлическая цепь добавляет лишние килограммы к весу двигателя, что напрямую влияет не только на динамику автомобиля, но и на такой важный показатель, как расход топлива.

Шумность – даже новая, хорошо натянутая цепь издает при работе ощутимый шум, который (особенно на дизельных двигателях) можно заглушить, применив довольно плотные шумоизоляционные материалы моторного отсека.

Дорогое обслуживание – стоимость цепи и других деталей привода довольно высока, а работа по их замене тоже обойдется владельцу машины с двигателем с цепным приводом ГРМ в копеечку.



Ремень в ГРМ: плюсы и минусы

В противовес цепному приводу газораспределительного механизма, ременной привод обладает рядом положительных свойств, благодаря которым он и получил столь широкое распространение в современном двигателестроении.

Ремень ГРМ

К его очевидным плюсам относятся:

Простота конструкции – ременной привод не нуждается в смазке, его механизм состоит из деталей, которые легко заменить, не прибегая к помощи специалистов.

Легкий вес – ремень изготавливается из стекловолокна и неопрена, которые обладают небольшой массой. Вкупе с легковесными роликами и шкивами ременной привод ГРМ позволяет снизить массу двигателя, что положительно сказывается на динамике автомобиля и топливном «аппетите» его силового агрегата.

Тихая работа – эластичный ремень не издает шума, хаpaктерного для металлической цепи, благодаря чему обеспечивается акустический комфорт в салоне автомобиля.

Дешевизна обслуживания – стоимость ремня и других деталей такого привода намного ниже, чем цепи и других элементов такого механизма ГРМ. Простая конструкция привода обеспечивает доступ ко всем его элементам, что снижает затраты на обслуживание ГРМ.

Наряду с такими положительными качествами, у ремня ГРМ имеется одно отрицательное свойство – несмотря на кажущуюся прочность конструкции, он подвержен разрывам в самое неподходящее время. Как правило, это происходит по причине скорого износа ремня или деталей привода под воздействием высоких или низких температур, загрязнения его поверхности, работе двигателя с повышенной нагрузкой. Ресурс работы ремня по регламенту многих автопроизводителей не превышает 50 – 60 тысяч километров: на таком пробеге рекомендуется заменить все движущиеся части механизма. Кроме того рекомендуется периодическая (раз на 10 тысяч километров пробега) проверка состояния ремня. Если этого не сделать, то в результате обрыва ремня у двигателя могут погнуться клапана, а это, в свою очередь, чревато дорогостоящим ремонтом.

Обрыв ремня ГРМ

Напоследок, совет: какому бы типу привода ГРМ вы не отдавали предпочтение, периодически проводите проверку состояния цепи или ремня и при необходимости заменяйте изношенные детали этого узла на новые.


Удаление катализатора: плюсы и минусы, замена на пламегаситель


Удаление катализатора: плюсы и минусы, замена на пламегаситель Борьба автомобильных инженеров за экологию привела к появлению в конструкции автомобилей агрегатов, которые для движения не используются, но снижают уровен...

06 07 2022 3:23:12

Гудит и воет коробка передач: причины и способы ремонта

О том, что любая коробка передач является одной из самых ключевых деталей в автомобиле, думаю, спорить никто не будет. Поэтому и все проблемы, которые рано...

05 07 2022 15:15:57

Электронный ПТС – прозрачность авторынка


Электронный ПТС – прозрачность авторынка Перевод ОСАГО в цифровой формат стал первой ласточкой, извещающей автовладельцев о внедрении электронного документооборота. Следующие нововведения касаются...

04 07 2022 11:17:39

Сайлентблок: устройство и неисправности


Сайлентблок: устройство и неисправности Для начала необходимо разобраться с тем, а для чего в принципе необходим сайлентблок? Говоря обычным языком – это «посредник» между жестким кузовом и подве...

03 07 2022 17:59:18

Почему пинается АКПП: причины, диагностика, устранение


Почему пинается АКПП: причины, диагностика, устранение Автомобили, снабжённые автоматической трaнcмиссией, обладают большим комфортом, а также значительно проще в управлении по сравнению с механическими аналога...

02 07 2022 2:20:22

Роторный двигатель. Устройство, принцип работы. Плюсы и минусы ротора.


Роторный двигатель. Устройство, принцип работы. Плюсы и минусы ротора. Изобретение двигателя внутреннего сгорания дало толчок к производству автомобилей, передвигающихся на жидком виде топлива. Двигатели эти на протяжении всей...

01 07 2022 20:32:23

ТОП-5 автомобилей за 100 000 рублей


ТОП-5 автомобилей за 100 000 рублей Выбор б/у автомобиля дело непростое, а когда бюджет ограничен - становится еще сложнее.  Какие предложения способен преподнести нам сегодняшний авторынок з...

30 06 2022 13:14:28

Оставлять ли автомобиль с вывернутыми колесами?


Оставлять ли автомобиль с вывернутыми колесами? Среди владельцев автомобилей популярен миф – при парковке нужно ставить колеса прямо, чтобы не вредить машине. Миф довольно распространен на форумах и в ин...

29 06 2022 2:25:42

Чистка и промывка форсунок своими руками

В теории и пpaктике обслуживания автомобилей есть операции, необходимость и периодичность которых вызывает сомнения. Чистка и промывка форсунок системы впр...

28 06 2022 21:13:59

Что такое куланц и как им пользоваться


Что такое куланц и как им пользоваться Многие автовладельцы если сами и не сталкивались, то наверняка слышали про такое понятие как «куланц». Что это, якобы, возможность ремонтировать автомобиль...

27 06 2022 8:56:15

Nissan Juke – пять основных проблем


Nissan Juke – пять основных проблем Пожалуй, за последнее десятилетие не было на российском авторынке более противоречивого автомобиля чем Nissan Juke. Нет водителей, которые бы относились к...

26 06 2022 21:58:19

Выхлопная система: устройство и функции


Выхлопная система: устройство и функции Оснащенный двигателем внутреннего сгорания автомобиль нуждается в системе, через которую бы осуществлялся выпуск отработанных газов. Такая система, названн...

25 06 2022 11:53:34

Штраф за нарушение ПДД: платить или оспорить?


Штраф за нарушение ПДД: платить или оспорить? Каким бы аккуратным и ответственным не был водитель, когда-нибудь он обязательно нарушит правила дорожного движения – по своей или чужой воле. Мopaльный ас...

24 06 2022 4:49:57

Регистрация ГБО в ГИБДД 2018: правила, порядок, цена


Регистрация ГБО в ГИБДД 2018: правила, порядок, цена Необходимость регистрации на сегодняшний день выходит из вступившего в силу 01.01.2015 года, технического регламента в зоне Таможенного Союза. Если модель...

23 06 2022 10:16:58

Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Что делать?


Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Что делать? Стартер необходим для запуска двигателя автомобиля и при его неисправности запуск становится проблематичным, либо вообще невозможным. Поэтому не лишним буд...

22 06 2022 10:51:46

Как ездить на автомобиле с прицепом


Как ездить на автомобиле с прицепом Наверняка те автолюбители, у которых есть дом в деревне, задумывались о покупке для своей машины прицепа. Да и те, кто загородной недвижимостью не обзавелс...

21 06 2022 11:52:41

Как правильно поменять колесо на машине


Как правильно поменять колесо на машине Дорога иногда бывает непредсказуемой, особенно на наших, российских просторах. Даже езда по привычному для водителя маршруту может преподнести неприятные с...

20 06 2022 20:58:57

Замерз замок в машине. Как открыть?


Замерз замок в машине. Как открыть? Рано или поздно автовладелец сталкивается со следующей ситуацией: в условиях мороза замок замерзает и дверь не открывается. Автомобиль, в который можно был...

19 06 2022 20:54:43

За что ГИБДД может задержать автомобиль


За что ГИБДД может задержать автомобиль Большинство автолюбителей привыкло, что в случае нарушений правил дорожного движения их могут наказать штрафом, а также лишить права вождения автомобиля на...

18 06 2022 9:18:13

Типичные проблемы и неисправности АКПП


Типичные проблемы и неисправности АКПП В наше время автолюбители при покупке автомобиля все чаще и чаще отдают предпочтение машинам с автоматической коробкой передач. Оно собственно не удивитель...

17 06 2022 8:48:40

Почему вредно буксовать на кроссовере в моноприводном режиме


Почему вредно буксовать на кроссовере в моноприводном режиме Сегодня основная масса кроссоверов с полным приводом имеет реализацию этого самого полного привода с помощью электромагнитной муфты. Конструкция получается...

16 06 2022 23:44:24

Эмульсия в двигателе: причины, последствия, что делать?


Эмульсия в двигателе: причины, последствия, что делать? Моторное масло нужно менять через 10 000 км — такого мнения придерживаются производители автомобилей и специалисты по их обслуживанию. Но даже при полном с...

15 06 2022 5:35:43

Плохо греет печка: причины и способы устранения


Плохо греет печка: причины и способы устранения О проблемах отопителя, когда плохо греет печка, владельцы автомобиля обычно вспоминают с приходом зимнего периода. В салоне становится не совсем уютно, зап...

14 06 2022 7:36:36

Раскоксовка двигателя – когда применять и что ожидать

Один из самых древних холиваров в водительской среде посвящен раскоксовке двигателя. Сколько копий сломано на этой теме не сосчитать: помогает роскоксовка...

13 06 2022 14:55:28

Митсубиси Лансер 10 - проблемы, неисправности и слабые места


Митсубиси Лансер 10 - проблемы, неисправности и слабые места Лансер 10 в плане внешности, в особенности после 9-го поколения, стал неким скачком в космос. Многим пришлась по духу его агрессивная внешность, намекающая...

12 06 2022 17:27:29

Проверка и чистка регулятор холостого хода (РХХ)

Двигатели внутреннего сгорания имеют в своем составе регулятор холостого хода или РХХ (в обиходе датчик х/х). От исправности этого датчика напрямую зависит...

11 06 2022 14:58:54

Chery Tiggo 4 - главные достоинства и недостатки


Chery Tiggo 4 - главные достоинства и недостатки С появлением очередного китайского автомобиля, общественность начинает тихонько шептаться о наступлении трудного времени для корейского и европейского авто...

10 06 2022 13:27:13

Лада Ларгус: обзор, плюсы и минусы, поломки


Лада Ларгус: обзор, плюсы и минусы, поломки В 2012 году АвтоВАЗ начал продажи автомобиля Lada Largus. Эту машину вазовские инженеры не разpaбатывали сами – завод просто купил у Renault лицензию на пр...

09 06 2022 9:21:54

Машины с армянскими номерами конфискуют - почему и что делать


Машины с армянскими номерами конфискуют - почему и что делать В свое время мы сделали большой материал, посвященный автомобилям на армянских номерах в России, в котором рассказали о том, зачем покупать машину в Армени...

08 06 2022 8:40:57

Kia Rio 4 – основные недостатки


Kia Rio 4 – основные недостатки Четвертое поколение Kia Rio сменило третье, когда это была самая продаваемая машина на российском рынке. А это не только популярность и лояльная аудитория,...

07 06 2022 13:23:28

Как увеличить дорожный просвет (клиренс) автомобиля

Что такое клиренс ? На что он влияет, зачем он нужен, способы увеличения. Читайте в нашей статье про дорожный просвет автомобилей....

06 06 2022 5:23:44

Как проверить сцепление на МКПП и «роботе»


Как проверить сцепление на МКПП и «роботе» Сцепление является важной и неотъемлемой частью автомобилей с механической и роботизированными коробками передач, без него бы не получилось реализовать раб...

05 06 2022 1:27:43

Как зарядить аккумулятор автомобиля


Как зарядить аккумулятор автомобиля Никто не станет отрицать, что прогресс в автомобильной промышленности расслабил среднестатистического водителя донельзя. Мы уже не так трясемся над масляны...

04 06 2022 10:53:27

Выжимной подшипник сцепления: устройство, неисправности, проверка

Одним из наиболее важных узлов автомобиля с механической трaнcмиссией является сцепление. Именно благодаря ему происходит кратковременное разъединение веду...

03 06 2022 6:56:58

Как помыть двигатель авто. Инструкция по мойке мотора.


Как помыть двигатель авто. Инструкция по мойке мотора. Наверняка многие автомобилисты при заезде на мойку видели в списке услуг строку – «мойка двигателя автомобиля». Действительно, раз у автомобиля есть двигат...

02 06 2022 19:16:52

Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Что делать?


Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Что делать? Стартер необходим для запуска двигателя автомобиля и при его неисправности запуск становится проблематичным, либо вообще невозможным. Поэтому не лишним буд...

01 06 2022 9:12:43

Пропала искра: причины и что делать


Пропала искра: причины и что делать Как известно для работы двигателя необходимы два условия: наличие топлива и искры, для его воспламенения. В случаях, когда пропадает искра запуск силовой у...

31 05 2022 13:53:32

Стойка стабилизатора: виды, устройство, неисправности

Очень часто начинающие автовладельцы сталкиваются с проблемой непонимания, для чего необходим в принципе стабилизатор. Чтобы объяснить, что собой представл...

30 05 2022 0:58:50

Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка


Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка Большинство водителей слышали о таком, известном на слуху, термине, как кулиса коробки, но не все в курсе, что же это такое, как выглядит и зачем она вообщ...

29 05 2022 0:22:16

Можно ли смешивать моторные масла?


Можно ли смешивать моторные масла? Мир несовершенен – моторные масла продаются обычно в тарах в 1, 4 или 5 литров (причем литрушки покупать экономически невыгодно), тогда как картеры моторов...

28 05 2022 15:36:16

Volvo XC70 - пять плюсов и пять минусов

Volvo XC70 - почти легенда концерна Volvo. Очень популярный автомобиль, сочетающий в себе кроссовер и универсал. Низкий центр тяжести обеспечивает отличную...

27 05 2022 22:12:24

Nissan Teana J32 – пять причин, почему она дешевле Camry


Nissan Teana J32 – пять причин, почему она дешевле Camry История Nissan Teana на российском рынке – это история борьбы. Все время присутствия на нашем рынке машина испытывала жесткий прессинг со стороны конкурент...

26 05 2022 16:43:41

Opel Astra J GTC - три плюса и девять минусов


Opel Astra J GTC - три плюса и девять минусов В 2011 году, через два года после выхода в свет пятидверного хэтчбека Opel Astra J, в свет вышла его трехдверная версия под названием GTC. Хоть маркетологи...

25 05 2022 11:29:37

Антиблокировочная система торможения ABS. Плюсы и минусы


Антиблокировочная система торможения ABS. Плюсы и минусы Статья о том как устроена антиблокировочная система ABS, в чем ее минусы и плюсы и краткая история создания ABS....

24 05 2022 10:25:35

Опopный подшипник передней стойки: устройство, виды, неисправности


Опopный подшипник передней стойки: устройство, виды, неисправности У большинства начинающих водителей, массу вопросов вызывает строение подвески. Связана это с тем, что она наиболее уязвима в наших реалиях и требует больше...

23 05 2022 9:55:28

Детонация двигателя – причины и способы борьбы

Водителям старой закалки, которые начинали свой автомобильный путь 15-20 лет назад и ранее, вряд ли нужно рассказывать, что такое детонация. Эту информацию...

22 05 2022 8:19:42

Вылет колесного диска – все, что нужно знать

С колесными дисками получается очень интересная штука. Спросите автовладельцев, диски с какими параметрами стоят на их авто и получите необычные результаты...

21 05 2022 5:16:45

Как оформить ДТП без ГИБДД


Как оформить ДТП без ГИБДД Еще несколько лет назад самым популярным способом разбирательств между участниками ДТП без привлечения Госинспекции по безопасности дорожного движения была...

20 05 2022 4:44:56

Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля.


Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля. Лень – двигатель прогресса, и пример круиз-контроля, который пришел в автомобильную промышленность из США, это подтверждает. Ленивые американцы, у которых,...

19 05 2022 10:50:26

Как почистить свечи зажигания


Как почистить свечи зажигания В сервисных книгах на современные автомобили почти у всех моделей ресурс свечей зажигания заявлен на уровне 15-30 тысяч километров, а значит, их нужно меня...

18 05 2022 15:28:16

Еще:
Устройство автомобиля -1 :: Устройство автомобиля -2 :: Устройство автомобиля -3 ::