Детонация двигателя – причины и способы борьбы > Тормоза и другие детали автомобиля
Тормоза придумал мудрый!    

Детонация двигателя – причины и способы борьбы


Водителям старой закалки, которые начинали свой автомобильный путь 15-20 лет назад и ранее, вряд ли нужно рассказывать, что такое детонация. Эту информацию они впитывали буквально с первых уроков автошколы, и она была одним из пунктов правильного вождения и обслуживания автомобиля. Хаpaктерный звук детонации, который в народе прозвали «стуком пальцев», каждый заучивал буквально с первых километров. Однако начинающие автомобилисты, которые лишь недавно вступили в ряды водителей, могут вообще не знать о таком явлении. Современные автомобили худо-бедно научились бороться с детонацией, и она перестала быть такой распространенной. Но в этом и опасность – сама детонация, как физическое явление, никуда не делась и в современных моторах, при возникновении она все равно наносит сильный вред двигателю, особенно, когда водитель не знает что это такое и как с ней бороться.

Воспламенение смеси в цилиндрах

Что такое детонация?

Говоря научным языков, детонация – это произвольное самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя, которое имеет хаpaктер взрывной волны. Именно последний параметр отличает детонацию от других случаев самовозгорания смеси в цилиндрах (например, калильного зажигания). Основная проблема детонации не в том, что топливо-воздушная смесь воспламенилась не в «свое» время, а в том, что скорость распространения этого огня в 500-1000 раз больше чем в случае обычного «поджига» от свечи. Именно ударная волна и приводит ко всем негативным последствиям детонации.



Чтобы было понятно, о какой напасти идет речь, перечислим негативные моменты, которые детонация оказывает на двигатель.

1. Все элементы мотора получают перегрузки, что заметно сокращает их ресурс. Особенно страдают поршни и коленвал.

Поврежденный поршень из-за детонации

2. Из-за повышения температуры увеличивается риск прогара клапанов и прокладки головки блока.

Прогоревший клапан

3. Детонационная волна смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что может привести к задирам.

Задир в цилиндре

Кстати, хаpaктерный звук при возникновении детонации это вовсе не стук пальцев, как принято считать, а удары взрывной волны от детонации по стенкам цилиндров. Если бы пальцы двигателя были настолько изношены, что издавали бы такие звуки, то владельцу этого мотора надо было бы думать не о детонации, а о капремонте.

Причины возникновения детонации

Понятно, что детонация это прежде всего самовоспламенение. Но почему смесь вообще самопроизвольно загорается? В идеальных условиях этого не происходит, однако стоит появиться нескольким дополнительным факторам и тепловая работа двигателя нарушается. И тут сразу жди детонацию.

1. Неправильное октановое число бензина. Двигатель проектируется инженерами под использование топлива определенного типа. Степень сжатия, форма камеры сгорания, сечение клапанов все это выбирается с учетом хаpaктеристик топлива. Если использовать бензин, у которого октановое число ниже, то все расчеты нарушаются, а топливо-воздушная смесь начинает детонировать. Это справедливо и для топлива с различными присадками, которое формально по ОЧ подходит. Кстати, у газа октановое число очень высокое, больше 100, поэтому при работе на газу детонация встречается очень редко.

2. Слишком раннее зажигание. Неправильный угол установки зажигания также один из факторов, которые приводят к детонации. Противоречие в том, что двигатель любит раннее зажигание, но его же любит и детонация, так что при настройке нужно найти компромисс, чтобы двигатель работал хорошо, но без детонации.

Угол опережения зажигания

В карбюраторную эпоху этот навык оттачивали годами, ведь выставлять зажигание приходилось ориентируясь только на слух и ощущения. Инжекторная эпоха эти навыки нивелировала. Теперь зажиганием заведует электронный блок управления, а в самом двигателе встроен специальный датчик. При малейших намеках на детонацию, ЭБУ начинает регулировать угол зажигания. При этом нужно понимать, что его возможности небезграничны – и полностью компенсировать другие факторы ЭБУ не может. Вот почему даже в инжекторную эпоху детонация не является пережитком прошлого.

3. Обедненная топливно-воздушная смесь. Ситуация аналогичная зажиганию, раньше все регулировки были механические и неправильно настроенный карбюратор мог приводить к серьезной детонации, но теперь все в руках электроники, которая очевидных «косяков» не совершает. Не стоит забывать про случаи перепрошивки, когда мотор специально переводят на бедную смесь или проблемы с инжектором, из-за которых смесь в цилиндрах получается неправильной.

4. Неподходящие свечи. Использование свечей с хаpaктеристиками, которые отличаются от рекомендованных производителем, тоже может привести к детонации. Смесь сгорает не полностью и ее остатки начинают детонировать.

5. Нагар на стенках камеры сгорания. Закоксованность двигателя тоже один из факторов появления детонации. Слой отложений ухудшает теплоотвод, элементы двигателя сильно нагреваются и от них поджигаются остатки смеси.

Нагар на стенках

6. Манера вождения. Детонация не любит высокие обороты, когда цилиндры быстро «проветриваются», а у несгоревшей смеси мало шансов где-то дополнительно воспламениться. Но детонация любит высокую нагрузку, топлива в цилиндры поступает много и сгорает оно не полностью. Из этого нетрудно сделать вывод – езда на низких оборотах со значительным нажатием педали газа это просто рай для детонации. Водители часто про это забывают – поднимаются в горку на высоких передачах, пытаются резко ускориться чуть ли не с холостых оборотов, не меняют момент переключения передач при увеличении загрузки. Все это способствует детонации. Правда, речь идет только о машинах с механическими коробками передач, «автоматы», вариаторы и «роботы» обычно настраивают, чтобы исключить такие режимы работы.

Борьба с детонацией

Водитель, который не обращает внимание на детонацию, серьезно сокращает ресурс двигателя и приближает его ремонт. Закрывать глаза на регулярное появление детонации нельзя, стоит задуматься над причиной.

1. Владельцу карбюраторного авто нужно проверить зажигание и карбюратор. Зажигание можно диагностировать самому, для этого есть выработанная годами рекомендация. Разогнаться до 40 км/ч, включить 4 передачу (речь, конечно, только о механике) и нажать педаль газа в пол. В идеальной ситуации двигатель должен детонировать буквально пару секунд (если детонации совсем не будет значит зажигание слишком позднее), а потом перейти на нормальный режим работы. Карбюратор в домашних условиях настроить труднее, тут и опыт нужен, и газоанализатор, так что с этим вопросом лучше в сервис.

2. У инжекторных автомобилей появление детонации чаще всего связано с некачественным топливом. Попробуйте поменять заправку или использовать бензин с более высоким октановым числом.

3. Всем водителям, вне зависимости от типа двигателя, стоит оценить манеру вождения. Общая рекомендация – не «насиловать» двигатель на низких оборотах, а выбирать режим работы двигателя в зависимости от степени открытия дросселя. При постоянных стояниях в пробках есть рекомендация периодически раскручивать двигатель до отчески, чтобы сжигать образовавшийся нагар.

Как видите, бороться с детонацией не трудно, но эти простые меры помогут продлить жить двигателя и избавят водителя от многих проблем.

С уважением, Александр Нечаев.




Skoda Yeti - выявляем достоинства и недостатки


Skoda Yeti - выявляем достоинства и недостатки Skoda Yeti - компактный кроссовер, который выпускался с 2009 по 2017 годы. Достаточно популярный во всем мире, в том числе, и России. Об этом говорят цифры...

26 01 2022 1:17:55

Nissan Teana J32 – пять причин, почему она дешевле Camry


Nissan Teana J32 – пять причин, почему она дешевле Camry История Nissan Teana на российском рынке – это история борьбы. Все время присутствия на нашем рынке машина испытывала жесткий прессинг со стороны конкурент...

25 01 2022 7:15:16

Как проверить помпу на неисправности – три способа


Как проверить помпу на неисправности – три способа Помпа – это запчасть невидимого фронта. Она трудится в недрах мотора, обеспечивая его охлаждение, а результаты ее работы заметны только по показанию стрелк...

24 01 2022 16:50:51

За что можно любить и ненавидеть Renault Kaptur


За что можно любить и ненавидеть Renault Kaptur Сегодня рынок кроссоверов переполнен различными предложениями. От компактного до семейного, с полным или передним приводом, клиренсом повыше или пониже. Эт...

23 01 2022 23:53:52

Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля.


Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля. Лень – двигатель прогресса, и пример круиз-контроля, который пришел в автомобильную промышленность из США, это подтверждает. Ленивые американцы, у которых,...

22 01 2022 2:43:16

Какое масло заливать в двигатель


Какое масло заливать в двигатель Вынесенный в заголовок вопрос можно причислить к категории вечных, то есть таких, о которых автомобилисты будут спорить до хрипоты до тех пор, пока в ходу...

21 01 2022 12:48:34

Chery Tiggo 4 - главные достоинства и недостатки


Chery Tiggo 4 - главные достоинства и недостатки С появлением очередного китайского автомобиля, общественность начинает тихонько шептаться о наступлении трудного времени для корейского и европейского авто...

20 01 2022 18:29:58

Направляющие суппортов: как и чем смазывать


Направляющие суппортов: как и чем смазывать При замене или простом обслуживании суппортов, рекомендуется смазывать трущиеся, подвижные детали специальными смазками, для обеспечения нормальной работы...

19 01 2022 0:39:12

Уходит антифриз (течь): причины и способы ремонта


Уходит антифриз (течь): причины и способы ремонта При возникновении течи в системе охлаждения двигателя падает уровень антифриза, что ведет к перегреву двигателя. Если не принять меры к устранению неисправ...

18 01 2022 12:22:49

Сайлентблок: устройство и неисправности


Сайлентблок: устройство и неисправности Для начала необходимо разобраться с тем, а для чего в принципе необходим сайлентблок? Говоря обычным языком – это «посредник» между жестким кузовом и подве...

17 01 2022 20:16:33

Промывка двигателя – когда нужна, а когда нет


Промывка двигателя – когда нужна, а когда нет Забавную трaнcформацию в сознании водителей претерпело отношение к такой простой процедуре как промывка двигателя при замене масла. Исторический опыт отцов...

16 01 2022 9:19:57

Как выбрать правильное давление в шинах


Как выбрать правильное давление в шинах Неправильное давление воздуха в шинах не только приводит к повышенному расходу топлива, но и может закончиться катастрофой. Таблица с рекомендацией по давл...

15 01 2022 3:10:50

Белый, сизый, черный дым из выхлопной трубы? Причины и способы ремонта


Белый, сизый, черный дым из выхлопной трубы? Причины и способы ремонта Во время работы двигателя в процессе сгорания топлива выделяются продукты сгорания в виде нагретых выхлопных газов. Цвет выхлопа, при этом, может быть разл...

14 01 2022 9:28:37

Плюсы и минусы Suzuki Vitara. 5 против 7


Плюсы и минусы Suzuki Vitara. 5 против 7 Suzuki — японская компания, которая не имеет своих заводов на территории нашей страны, но имеет весьма серьезные ценники на свою продукцию. А насколько соч...

13 01 2022 0:40:34

Тормозная жидкость - какую заливать, когда менять?


Тормозная жидкость - какую заливать, когда менять? Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены...

12 01 2022 17:19:19

Как проверить свечи зажигания? Все способы проверки.


Как проверить свечи зажигания? Все способы проверки. Свечи зажигания – один из важнейших элементов двигателя внутреннего сгорания, без которого силовой агрегат автомобиля работать не будет. Поэтому определени...

11 01 2022 2:35:13

Растаможка авто. Правила прохождения процедуры, схема


Растаможка авто. Правила прохождения процедуры, схема Привезенный или пригнанный самостоятельно из-за границы автомобиль необходимо растаможить. Это обязательная процеДypa, и избежать ее невозможно. Пребывание...

10 01 2022 6:16:41

Замена масла в двигателе своими руками


Замена масла в двигателе своими руками Иногда случаются ситуации, когда мы не можем доверить обслуживание своей машины специалистам. Например, находясь вдалеке от «родной» СТО замечаем, что приш...

09 01 2022 3:27:54

Аварийный режим работы АКПП – причины и способы решения


Аварийный режим работы АКПП – причины и способы решения Появление компьютеров и электронных систем управления коренным образом изменило работу многих компонентов в автомобилях. Взять хотя бы автоматические короб...

08 01 2022 2:58:27

Как заглушить клапан ЕГР


Как заглушить клапан ЕГР В прошлой статье рассматривали устройство клапана ЕГР, как он работает, приводили примеры неисправностей и причин вызывающих их. А сегодня уделим пристальн...

07 01 2022 10:22:20

Как правильно заезжать на эстакаду


Как правильно заезжать на эстакаду Наверняка многие бывалые водители помнят, каким неприятным для них было упражнение по троганию в горку при помощи ручного тормоза. В автошколах это упражне...

06 01 2022 4:55:48

Правильная эксплуатация авто с АКПП


Правильная эксплуатация авто с АКПП Несмотря на уже довольно существенную распространённость автоматических КПП, очень многие автовладельцы не знают, как правильно эксплуатировать такой механ...

05 01 2022 15:21:49

Редуктор авто: устройство, типы, неисправности


Редуктор авто: устройство, типы, неисправности Многие автомобилисты знают, что в конструкции трaнcмиссии их машины есть редуктор. Но о том, что это за механизм, как он устроен, какие функции выполняет в...

04 01 2022 21:44:43

Правильные действия водителя при ДТП


Правильные действия водителя при ДТП К сожалению, от дорожно-трaнcпортного происшествия (ДТП) не застрахован ни один, даже самый внимательный и добропорядочный автомобилист. Поэтому очень важн...

03 01 2022 11:51:19

Задиры в двигателе G4KD – причина, профилактика, способы устранения


Задиры в двигателе G4KD – причина, профилактика, способы устранения Двухлитровый мотор Kia-Hyundai G4KD давно на слуху у отечественных водителей. Он стал известен благодаря широкому применению – двигатель ставился как на то...

02 01 2022 21:41:30

Как отполировать фары своими руками


Как отполировать фары своими руками Производители современных автомобилей сделали выбор в пользу пластиковых фар именно потому, что они легче поддаются восстановлению. Разбитое стекло не скле...

01 01 2022 2:44:42

Как заменить масло в МКПП и АКПП своими руками


Как заменить масло в МКПП и АКПП своими руками Если автолюбитель не любит копаться во внутренностях машины либо ему не хватает опыта, советуем замену масла в КПП проводить на СТО. Ниже мы рассмотрим спо...

31 12 2021 22:14:48

Регулятор холостого хода РХХ: устройство, проверка, неисправности


Регулятор холостого хода РХХ: устройство, проверка, неисправности Как следует из названия РХХ служит для поддержания работы силовой установки на холостом ходу (ХХ). Почему же именно на ХХ? Дело в том, что конструктивно за...

30 12 2021 8:19:45

Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка


Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка Большинство водителей слышали о таком, известном на слуху, термине, как кулиса коробки, но не все в курсе, что же это такое, как выглядит и зачем она вообщ...

29 12 2021 21:44:48

Выбираем зимние дворники для автомобиля


Выбираем зимние дворники для автомобиля Выбор и покупка щеток стеклоочистителя – вопрос, который рано или поздно встает перед каждым автолюбителем. Дворники нужны на любой автомобиль, от старых «...

28 12 2021 8:55:23

Ошибка P0300 - причины и пути исправления


Ошибка P0300 - причины и пути исправления Низкие цены и повсеместная распространенность сканеров OBD привели к тому, что сегодня они есть у многих автовладельцев. Это кажется отличной идеей, подклю...

27 12 2021 14:58:29

Маслосъемные колпачки (сальники клапанов) - неисправности, признаки износа, замена


Маслосъемные колпачки (сальники клапанов) - неисправности, признаки износа, замена Конструктивно в двигателе внутреннего сгорания имеется несколько видов сальников, служащих уплотнением для различных подвижных соединений, среди которых ос...

26 12 2021 2:18:20

Два способа проверки термостата


Два способа проверки термостата Система охлаждения автомобиля не так проста как это может показаться на первый взгляд. У нее много задач – она должна не только обеспечивать равномерную те...

25 12 2021 23:34:32

Все о центровочных (проставочных) кольцах.


Все о центровочных (проставочных) кольцах. Статья о правильном подборе центровочных колец для колесных дисков автомобиля....

24 12 2021 22:36:42

Как это работает: система распределения тормозных усилий EBD


Как это работает: система распределения тормозных усилий EBD C тех пор, как в автомобильную промышленность пришла электроника, машины начали оснащать все большим количеством вспомогательных систем, которыми управлял...

23 12 2021 23:23:54

Как подготовить автомобиль к дальней поездке


Как подготовить автомобиль к дальней поездке Уже совсем скоро стартует пора отпусков и тысячи автомобилистов отправятся к морям или в горы. Но прежде чем отправиться в дальнюю дорогу, необходимо приве...

22 12 2021 9:47:40

Главные недостатки Renault Logan 2 поколения


Главные недостатки Renault Logan 2 поколения Renault Logan обязательно войдет в историю как российского, так и мирового автопрома. Войдет как машина, которая сумела показать, что, оказывается, можно д...

21 12 2021 20:55:55

BMW 3-Series F30 с пробегом – плюсы и минусы


BMW 3-Series F30 с пробегом – плюсы и минусы Кузов с индексом F30 стал шестым поколением «трешки». Выпускался он с 2012 по 2019 год, только недавно уступив место на конвейере машине следующей генераци...

20 12 2021 18:47:12

Toyota RAV4 IV поколения – почему мало теряет в цене


Toyota RAV4 IV поколения – почему мало теряет в цене С Toyota в России очень интересная история – традиционно автомобили этой марки дешевеют на вторичном рынке меньше конкурентов. В нашей стране у бренда возн...

19 12 2021 12:15:42

Пять причин не купить Рено Каптур - недостатки


Пять причин не купить Рено Каптур - недостатки Давно ходят споры – считать ли иномарки российской сборки отечественными автомобилями. С Kaptur вопрос еще сложнее, ведь он не просто собирается в России,...

18 12 2021 19:17:27

"Чем мы дышим" — все о зимних стеклоомывающих жидкостях


"Чем мы дышим" — все о зимних стеклоомывающих жидкостях Каждый зимний сезон мы задумываемся о покупке незамерзающей жидкости для наших железных коней. Подходим ли мы к этому выбору ответственно? Нет. Просто бере...

17 12 2021 8:31:14

Стук при повороте руля: причины и решения проблемы


Стук при повороте руля: причины и решения проблемы Стуки при повороте руля достаточно часто встречающаяся неисправность ходовой части автомобиля. При обнаружении любых неполадок или только лишь при подозрен...

16 12 2021 19:29:49

Mazda 3 (BL) за 500 тысяч рублей – пять основных проблем


Mazda 3 (BL) за 500 тысяч рублей – пять основных проблем Многие из тех, кто прочитал нашу прошлую статью про выбор Mazda 6 за 500 тысяч рублей, потом задавали вопросы: а нельзя ли за ту же сумму купить машину поп...

15 12 2021 4:59:11

Honda Accord 7 (2002-2007) - обзор, плюсы и минусы


Honda Accord 7 (2002-2007) - обзор, плюсы и минусы Honda Accord 7 - яркий и динамичный седан со спортивным хаpaктером. Несмотря на то, что автомобиль был представлен еще в 2002 году, его внешность и по сей...

14 12 2021 14:25:55

Рядный двигатель - устройство, хаpaктеристики, плюсы и минусы


Рядный двигатель - устройство, хаpaктеристики, плюсы и минусы Этим материалом мы начинаем серию статей о типах двигателей внутреннего сгорания. Начнем с самого простого – рядного. Рядным называется двигатель внутренне...

13 12 2021 9:16:59

Сколько можно сэкономить на установке ГБО


Сколько можно сэкономить на установке ГБО Наверняка каждый водитель, наблюдая за ценами на АЗС, хотя бы раз задумывался: не поставить ли газ, чтобы сэкономить. Тем более, что периодически встречают...

12 12 2021 21:39:24

Как выбрать подержанный BMW X5 E70


Как выбрать подержанный BMW X5 E70 Десятилетний BMW X5 E70 на вторичном рынке сегодня стоит около миллиона рублей. Что можно еще купить за миллион? Например, новый Kia Riо X-line в средней к...

11 12 2021 10:31:54

Что такое внеплановое техническое обслуживание ?


Что такое внеплановое техническое обслуживание ? Техническое обслуживание - это комплекс действий для обеспечения исправности автомобиля и безопасности его передвижения по дорогам. Регулярное проведение т...

10 12 2021 11:23:55

Ниссан Альмера - пять главных недостатков


Ниссан Альмера - пять главных недостатков Когда в конце 2018 года на конвейере Авто В А За прекратили сборку Nissan Almera никто не расстроился. Несмотря на то, что « Альмер» на российских дорогах не т...

09 12 2021 3:43:14

Как правильно долить антифриз


Как правильно долить антифриз Редкий владелец автомобиля ни разу не сталкивался с необходимостью долива охлаждающей жидкости. Микротрещины, потеки, «сопливость» помпы, да и бaнaльное ис...

08 12 2021 2:30:35

Еще:
Устройство автомобиля -1 :: Устройство автомобиля -2 :: Устройство автомобиля -3 ::