Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения > Тормоза и другие детали автомобиля
Тормоза придумал мудрый!    

Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения


Это только в стихотворении про зарядку воздух и вода были друзьями, шли по жизни рука об руку и друг другу помогали, в системе охлаждения автомобиля соседство этих двух компонентов обычно приводит к проблемам, подчас весьма серьезным. Завоздушивание – коварный недуг, он происходит в недрах авто, на глаз не заметен, зачастую его трудно определить, вроде что-то не так в машине, а сразу непонятно что. К тому же появляется он часто не в результате действий водителя, а из-за механических проблем, владелец автомобиля может даже и не подозревать о том, что у него воздушная пробка. Впрочем, если диагностировать наличие воздуха в системе не всегда просто, то вот удалить его – задача, с которой справятся даже начинающие автомобилисты.

Места образования воздушной пробки. Патрубки системы охлаждения идущие на подогрев дроссельной заслонки

Симптомы

Сложность диагностирования воздушной пробки связана с неочевидностью и субъективностью главных параметров – охлаждения мотора и качества работы печки. Если в системе есть воздух, то эти функции она будет выполнять хуже, чем должна – двигатель будет перегреваться, а салон недополучать тепло. Однако на глаз это не всегда заметишь. Хорошо, когда в машине есть датчик температуры охлаждающей жидкости, по нему проще увидеть повышенные значения, но на современных автомобилях его не всегда ставят. Кроме того, датчик тоже может начать работать неправильно из-за воздуха.



Эффективность работы печки вообще ничего не замеряет, все строится на личном восприятии водителя. Стало холоднее в салоне? А, может, это только кажется? Кроме того, летом печкой никто не пользуется, целых полгода один из признаков неактуален. Конечно, если воздуха в системе много, то отклонение от нормальной работы будет слишком большим, проблема станет очевидна, но небольшую воздушную пробку можно и не заметить сразу.

Заметно будет водителю, если в расширительном бачке вдруг начнется пузырение – это тоже плохой сигнал, воздуха попадает так много, что он сам выходит, зато определить проблему очень просто.

Пузыри в расширительном бачке

Причины завоздушивания

Борьба с воздухом в системе охлаждения должна одновременно вестись с причиной его появления там. Иначе борьба с воздухом будет напоминать противостояние с гидрой – удалил одну пробку, две появились. Самая популярная причина появления воздушных пробок – это неправильная замена охлаждающей жидкости. Не всем удается заменить ОЖ так, чтобы не оставить в системе воздух. Воздушную пробку выгонять нужно после каждой замены антифриза. Бывает, что воздух попадает в систему и при бaнaльном доливе, особенно если заливать широкой струей в узкую горловину, а потом сразу закрыть крышку бачка. Но это все-таки редкость.

Воздушная пробка в системе охлаждения

Среди других причин:

1. Разгерметизация системы. Очень коварная проблема, система сама где-то подсасывает воздух. Обычно это происходит в местах соединений. Патрубки, штуцера, шланги, радиаторы – этого много в любом автомобиле. Если на месте стыка возникает дефект, то давление в системе отлично выполняет роль насоса и понемногу подсасывает воздух. Кстати, разгерметизация не всегда приводит к подтеканию антифриза, часто бывает так, что воздух в систему попадает, а уровень ОЖ остается на месте. Как бороться? Искать слабый стык, это не трудно, но муторно.

2. Частными случаями разгерметизации могут быть проблемы с помпой, которая из-за поломки или износа начинает загонять воздух в систему, или пробой прокладки блока цилиндров. Во втором случае антифриз начинает попадать в мотор, а выхлопные газы устремляются в систему охлаждения. Именно в таком случае в расширительном бачке возникает бульканье. Проблемы с прокладкой обычно просто заметить (хотя бы по белому дыму из выхлопной трубы), а вот начавшаяся ломаться помпа может доставить немало хлопот мелкими проблемами, прежде чем себя обнаружит.

Пробита прокладка ГБЦ

3. Вышел из строя воздушный клапан пробки расширительного бачка. Бывает и такое, клапан в результате поломки начинает работать в обратную сторону – не стравливает избыток давления из системы, а наоборот пропускает воздух. В случае подозрений пробку можно просто заменить.

Разобранная крышка расширительного бачка

Увы, но очевидной причина завоздушивания бывает далеко не всегда, очень часто проблему приходится искать, особенно если все дело в нарушении герметичности. Но без этого бороться с воздушными пробками пpaктически бесполезно.

Два способа удаления воздуха

Если причина завоздушивания вам понятна и вы ее устранили, то можно преступать к удалению воздуха из системы. Автомеханики используют много разных способов, но все они сводятся к двум похожим друг на друга вариациям – либо вытолкнуть воздух с помощью ОЖ, либо выгнать его в процессе активной циркуляции. Какой предпочесть и как конкретно делать зависит от марки автомобиля и конструкции его системы охлаждения. Принципиальная схема у всех одинакова, но в нюансах разница есть. На каких-то автомобилях есть специальный штуцер для стравливания воздуха, а на каких-то нет, где-то заливная пробка находится на расширительном бачке, а где-то на радиаторе, на основной массе машин установлен один термостат, а у некоторых два и так далее. Поэтому мы сегодня расскажем скорее о теоретических основах методик, а как их применять на своем автомобиле нужно будет еще подумать.

Отверстие для развоздушивания

1. Первый способ базируется на том, что воздух легче воды и всегда стремится вверх, поэтому просто его нужно удалить из самой верхней точки, «выдавив» антифризом. Самый легкий случай если автомобиль оснащен специальным штуцером или клапаном для удаления воздуха. Они специально располагаются в верхних патрубках. Нужно прогреть автомобиль, чтобы термостат открылся и воздух из большого круга смог попасть в малый, а потом открутить вентиль удаления воздуха и держать его открытым пока оттуда не польется ОЖ.

Если штуцера нет, то в его роли может быть самый высокий (и желательно маленький по диаметру) патрубок в системе. Например, на некоторых машинах есть подогрев дроссельного узла, там обычно тонкие патрубки и расположены они высоко – хорошо подходят на эту роль. Принцип такой же, как и со штуцером, только вместо откручивания штуцера, мы сдергиваем патрубок, а когда польется ОЖ, быстро надеваем его на место и затягиваем. Да, точность работы в таком случае ниже, требования к сноровке и ловкости проводящего операцию возрастает, а потеря ОЖ будет заметно выше, но все равно это относительно несложный вариант, если грамотно найти патрубок, который сдергивать.

Патрубки подогрева дроссельной заслонки

2. Второй способ кажется похожим на первый, но там все основано на активной циркуляции жидкости по системе. Необходимо поддомкратить ту часть авто, где находится расширительный бачок или заливная пробка радиатора, снять пробку, открыть краник печки (если он имеется) и активно газовать, создавая повышенную циркуляцию. Воздух начнет выходить через заливное отверстие, увидеть это можно будет по пузырькам. Когда пузырьки закончатся, нужно долить ОЖ до уровня. Способ довольно эффективный, но с ним нужно быть внимательнее, потому что легко обжечься о горячие патрубки или антифриз. Кроме того, в одиночку не всегда удобно и газовать, и контролировать выход воздуха, возможно потребуется помощник.

У опытных механиков наверняка есть свои вариации подобной операции, в интернете мы даже встречали описания, где было необходимо дуть в расширительный бачок, но, в целом, принцип у них похожий, выбор зависит только от удобства и конкретной модели авто. Нужно лишь просто немного подумать и вспомнить школьный курс физики.

Автор — Александр Нечаев


Как расторгнуть договор купли-продажи автомобиля


Как расторгнуть договор купли-продажи автомобиля Покупка автомобиля – событие радостное, но окружено оно большими хлопотами. Всегда можно что-то не учесть, пропустить и не заметить. Когда неприятный сюрпр...

06 07 2022 12:14:46

Стартер: устройство и неисправности


Стартер: устройство и неисправности Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда при попытке завести мотор из-под капота слышен лишь треск тягового реле стартера, либо вообще ничего не проис...

05 07 2022 17:42:17

Какие номера считаются красивыми?


Какие номера считаются красивыми? Очень многие автовладельцы лелеют мечту стать обладателями так называемых «крутых» или блатных номеров. Можно долго рассуждать о том, насколько это разумно...

04 07 2022 18:24:21

Mazda CX-5 – основные недостатки и сравнение с новыми бюджетными кроссоверами


Mazda CX-5 – основные недостатки и сравнение с новыми бюджетными кроссоверами В статьях на автомобильную тематику модно говорить про цены. Что поделаешь, именно они сегодня правят бал, определяя и выпуск автомобилей, и спрос, и качес...

03 07 2022 8:14:24

Свист из-под капота – что это может быть


Свист из-под капота – что это может быть У автомехаников в ходу фраза: «Хороший стук себя покажет», в том смысле, что если что-то стучит, то рано или поздно это выльется в серьезную поломку. Это м...

02 07 2022 23:23:21

Как завести машину в мороз


Как завести машину в мороз С приходом холодов вопрос «как завести машину в мороз» приобретает острую актуальность, особенно в тех областях, где столбик термометра падает глубоко вниз...

01 07 2022 19:26:22

Обкатка двигателя: как и зачем


Обкатка двигателя: как и зачем Любой собранный двигатель внутреннего сгорания, независимо от того, собран он на заводе-изготовителе, в автосервисе или в собственном гараже, должен пройти...

30 06 2022 4:12:59

Пять причин не купить Рено Каптур - недостатки

Давно ходят споры – считать ли иномарки российской сборки отечественными автомобилями. С Kaptur вопрос еще сложнее, ведь он не просто собирается в России,...

29 06 2022 15:57:17

Skoda Octavia A7 1.4 TSI DSG7 - 5 достоинств и 2 неожиданных недостатка


Skoda Octavia A7 1.4 TSI DSG7 - 5 достоинств и 2 неожиданных недостатка Среди автолюбителей ходят множество слухов о ненадежности, капризности турбированных двигателей TSI и роботизированных трaнcмиссий под названием DSG. Тем н...

28 06 2022 7:13:43

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ): неисправности и проверка


Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ): неисправности и проверка Датчик температуры охлаждающей жидкости — элемент, играющий не последнюю роль в обеспечении должной работы мотора. Он позволяет водителю всегда быть в курс...

27 06 2022 3:27:57

Пять недостатков Hyundai Creta


Пять недостатков Hyundai Creta Creta очень активно ворвалась в автомобильную жизнь России. Дебютировав в 2016 году, автомобиль сразу стал самым продаваемым кроссовером, отняв покупателей...

26 06 2022 20:19:28

Адсорбер: устройство, принцип работы и неисправности


Адсорбер: устройство, принцип работы и неисправности Что такое адсорбер, какую задачу выполняет, какие могут быть проблемы, об этом и о многом другом поговорим в сегодняшней статье. Многие автовладельцы даже...

25 06 2022 3:43:20

За что можно любить и ненавидеть Renault Kaptur


За что можно любить и ненавидеть Renault Kaptur Сегодня рынок кроссоверов переполнен различными предложениями. От компактного до семейного, с полным или передним приводом, клиренсом повыше или пониже. Эт...

24 06 2022 3:44:36

Можно ли смешивать моторные масла?


Можно ли смешивать моторные масла? Мир несовершенен – моторные масла продаются обычно в тарах в 1, 4 или 5 литров (причем литрушки покупать экономически невыгодно), тогда как картеры моторов...

23 06 2022 16:21:48

Как определить код цвета автомобиля


Как определить код цвета автомобиля Пожалуй, многим автолюбителям знакомо чувство разочарования, когда на совершенно новом автомобиле вдруг обнаруживается царапина или скол. Причем, неважно к...

22 06 2022 21:10:11

Минусы и недостатки Рено Дастер


Минусы и недостатки Рено Дастер Формула, по которой появился на свет Renault Duster, была очень простой – инженеры взяли популярный Logan, который, как говорится, «зашел» не только в Росс...

21 06 2022 22:18:15

Чем обновленная Lada Granta Cross хуже предшественников

Недавно АвтоВАЗ закончил планируемый рестайлинг модели Granta добавив к четырем кузовам «обычной» машины еще и версию Cross. Ничего нового от этого автомоб...

20 06 2022 5:40:54

Промывка двигателя – когда нужна, а когда нет


Промывка двигателя – когда нужна, а когда нет Забавную трaнcформацию в сознании водителей претерпело отношение к такой простой процедуре как промывка двигателя при замене масла. Исторический опыт отцов...

19 06 2022 19:34:25

Как восстановить СТС (свидетельство о регистрации трaнcпортного средства)


Как восстановить СТС (свидетельство о регистрации трaнcпортного средства) Причины, по которым возникает необходимость в восстановлении СТС, могут быть самыми разными: смена фамилии или места жительства, кража, потеря, порча свиде...

18 06 2022 21:18:24

Плохо греет печка: причины и способы устранения


Плохо греет печка: причины и способы устранения О проблемах отопителя, когда плохо греет печка, владельцы автомобиля обычно вспоминают с приходом зимнего периода. В салоне становится не совсем уютно, зап...

17 06 2022 14:54:45

Как проверить ступичный подшипник - три способа


Как проверить ступичный подшипник - три способа Когда во время движения помимо шума от покрышек появляется дополнительный шум высокого тона, то это признак того, что «проснулся» один из ступичных подшипн...

16 06 2022 22:35:44

Как без проблем пройти техосмотр? Правила прохождения ТО, советы.


Как без проблем пройти техосмотр? Правила прохождения ТО, советы. Каждый водитель рано или поздно сталкивается с процедурой техосмотра автомобиля, что является обязательным подтверждением качества трaнcпортного средства....

15 06 2022 0:27:38

Как правильно общаться с сотрудником ГИБДД


Как правильно общаться с сотрудником ГИБДД Ни один автовладелец в своей жизни не сможет избежать общения с представителем Госинспекции по безопасности дорожного движения. Неважно, каким именно будет...

14 06 2022 21:12:25

Пробило прокладку ГБЦ: признаки, причины, как определить

Любой двигатель внутреннего сгорания имеет в своем составе блок цилиндров и головку блока, между которыми устанавливается прокладка головки блока. Прокладк...

13 06 2022 17:55:27

Адсорбер: устройство, принцип работы и неисправности


Адсорбер: устройство, принцип работы и неисправности Что такое адсорбер, какую задачу выполняет, какие могут быть проблемы, об этом и о многом другом поговорим в сегодняшней статье. Многие автовладельцы даже...

12 06 2022 1:55:39

Как удалить ржавчину с хромированных элементов авто


Как удалить ржавчину с хромированных элементов авто Развитие автомобильной индустрии сегодня может похвастаться как внушительными масштабами, так и очень стремительными темпами. Тем не менее, есть некоторые...

11 06 2022 1:35:37

Плюсы и минусы Suzuki Swift 3-го поколения


Плюсы и минусы Suzuki Swift 3-го поколенияSuzuki Swift или « Стриж» в народе – это компактный 3-х или 5-ти дверный хэтчбек японского производителя. Автомобиль нельзя назвать общепризнанным и популяр...

10 06 2022 17:34:44

Оставлять ли автомобиль с вывернутыми колесами?


Оставлять ли автомобиль с вывернутыми колесами? Среди владельцев автомобилей популярен миф – при парковке нужно ставить колеса прямо, чтобы не вредить машине. Миф довольно распространен на форумах и в ин...

09 06 2022 5:25:55

Двигатель глохнет на ходу – самые нетривиальные причины и их устранение

Как правило, когда глохнет на ходу двигатель, автовладельцы начинают проверять топливный фильтр, бензонасос, свечи и т.д. Это правильно, так как причина ча...

08 06 2022 5:51:36

Прямоточный глушитель: виды, предназначение, плюсы и минусы прямотока


Прямоточный глушитель: виды, предназначение, плюсы и минусы прямотока Начну с теории: система выпуска выхлопных газов выполняет одновременно несколько задач. Во-первых, это отвод выхлопных газов за кузов машины. Во-вторых, вы...

07 06 2022 22:59:33

Втулки стабилизатора: замена, как и когда менять?

Прежде чем разбираться с темой, что такое втулка стабилизатора, не мешало бы освежить в памяти знание о самих стабилизаторах, для чего они нужны? Главная з...

06 06 2022 13:57:16

Предпусковой подогреватель двигателя: виды, плюсы и минусы установки


Предпусковой подогреватель двигателя: виды, плюсы и минусы установки Уже сегодня некоторые автопроизводители, поставляющие свои модели в Россию, предлагают в качестве опции установку автономного предпускового подогревателя д...

05 06 2022 22:33:10

Ступичный подшипник: проверка на неисправности


Ступичный подшипник: проверка на неисправности Каждый механизм автомобиля требует своевременного технического осмотра и обслуживания, в противном случае рано или поздно могут возникнуть серьёзные непола...

04 06 2022 10:44:22

Сигнализация не реагирует на брелок - решаем проблему

Иметь автомобиль – это не только счастье и ответственность, но и периодические сюрпризы. Среди них нередко встречается и такой: нажимаем на кнопку брелока...

03 06 2022 23:24:14

Горит лампа ESP – причина и способы ремонта

Система ESP в автомобиле, пожалуй, самый яркий пример развития технологий в сфере безопасного управления автомобилем. Родившись как продолжатель дела ABS,...

02 06 2022 20:33:45

Оставление места ДТП: ответственность и наказание


Оставление места ДТП: ответственность и наказание Согласно ПДД, участники аварии обязаны оставаться на месте происшествия до приезда ГИБДД. Касательно вопросов связанных с оставлением места ДТП, много разн...

01 06 2022 10:40:14

Какое масло заливать в двигатель


Какое масло заливать в двигатель Вынесенный в заголовок вопрос можно причислить к категории вечных, то есть таких, о которых автомобилисты будут спорить до хрипоты до тех пор, пока в ходу...

31 05 2022 21:33:39

Почему не сpaбатывает вентилятор охлаждения двигателя

При работе двигателя температура в камерах сгорания достигает порядка 1500-2000 градусов Цельсия. Если не отбирать тепло от стенок цилиндров, то неизбежен...

30 05 2022 4:12:20

Volkswagen Touareg второго поколения – пять основных недостатков


Volkswagen Touareg второго поколения – пять основных недостатков Дорестайлинговый Volkswagen Touareg второго поколения продавался в России с 2010 по 2014 год. Казалось бы, это благополучные времена для российской автомоб...

29 05 2022 12:33:39

Датчик положения коленвала: проверка и неисправности


Датчик положения коленвала: проверка и неисправности Работой современного двигателя управляет ЭБУ (электронный блок управления). Его работа основана на показаниях различных датчиков, следующих за основными па...

28 05 2022 10:44:41

Mazda RX-8 – стоит ли покупать за 500 тысяч рублей?

Мы продолжаем выяснять, что на вторичном рынке можно купить за полмиллиона рублей и взгляд наш обратился на Мазда RX-8. Этот автомобиль всегда был выбором...

27 05 2022 17:36:42

Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками


Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками В прошлом материале мы уже рассказали о том, зачем нужны обманки лямбда-зондов, какие они бывают и как работают. За рамками той статьи остался вопрос, как...

26 05 2022 14:47:35

Разварки на авто.

Разварки - это колесные диски, сделанные при помощи сварочного аппарата из стандартных штампованных дисков автомобиля, для возможности использования более...

25 05 2022 15:32:56

Как сделать раскоксовку двигателя – три способа


Как сделать раскоксовку двигателя – три способа Мы уже рассказывали о раскоксовке двигателя, ее плюсах, минусах и особенностях, но остался главный вопрос: как же эту раскоксовку сделать. Всего существует...

24 05 2022 5:47:18

Как узнать, был ли автомобиль в аварии?


Как узнать, был ли автомобиль в аварии? Методы восстановления автомобилей становятся все совершеннее, и покупателям не всегда удается определить, был ли понравившийся автомобиль в аварии. Мало то...

23 05 2022 19:57:53

ТОП-5 ошибок при замене масла в двигателе


ТОП-5 ошибок при замене масла в двигателе Замена масла в моторе – простая и понятная процеДypa. Тем не менее, многие владельцы автомобилей допускают промахи, из-за которых двигатель изнашивается бы...

22 05 2022 15:41:27

Направляющие суппортов: как и чем смазывать

При замене или простом обслуживании суппортов, рекомендуется смазывать трущиеся, подвижные детали специальными смазками, для обеспечения нормальной работы...

21 05 2022 18:45:48

Шаровая опора: устройство, неисправности и проверка


Шаровая опора: устройство, неисправности и проверка В любом автомобиле, шаровая опора является важнейшим элементом подвески, выход, из строя которого сопровождается, как правило, серьезным ремонтом, особенно...

20 05 2022 3:40:11

Пять недостатков Volkswagen Tiguan первого поколения


Пять недостатков Volkswagen Tiguan первого поколения Volkswagen пришел на рынок кроссоверов класса С поздновато, только в 2006 году, когда у большинства конкурентов подобные машины в модельном ряду уже имелис...

19 05 2022 23:31:27

Какое масло заливать в коробку передач: МКПП и АКПП


Какое масло заливать в коробку передач: МКПП и АКПП Один из самых насущных для автолюбителей вопросов - стоит ли менять в коробке переключения передач своего «железного коня» трaнcмиссионную жидкость и когда...

18 05 2022 11:35:25

Еще:
Устройство автомобиля -1 :: Устройство автомобиля -2 :: Устройство автомобиля -3 ::