Почему скрипят тормозные колодки и что с этим делать > Тормоза и другие детали автомобиля
Тормоза придумал мудрый!    

Почему скрипят тормозные колодки и что с этим делать


Скрип тормозов – вещь в большинстве случаев не опасная, но жутко раздражающая. Обычно с качеством замедления при скрипящих колодках проблем нет (хотя бывают и исключения!), но на каждом перекрестке и светофоре слышать противное «у-и-и-и-и-и!» невероятно трудно. Почему-то считается, что скрип это удел старых автомобилей с изношенной тормозной системой, но нет, заскрипеть могут тормоза любого, даже самого нового и дорогого автомобиля, при этом, наоборот, у «старичка» – работать тихо и мирно. Почему так происходит, и как со скрипом бороться?

Тормозной механизм

Нередкая частота

Скрип тормозов имеет вполне определенную физическую основу и легко объясним. Когда автомобиль останавливается, то суппорта притягивают тормозные колодки к диску. Из-за трения автомобиль теряет скорость. Колодка в этот момент находится меж двух огней, с одной стороны на неё давит суппорт, а с другой стороны – вращающийся диск. Под воздействием обоих факторов колодка начинается вибрировать. Если эта вибрация попадает в диапазон, который различим человеческим ухом, то мы слышим скрип. То есть, колодки на самом деле скрипят при каждом торможении и это абсолютно нормально, дело исключительно в частоте этих вибраций. Пока она находится не в диапазоне, который различает человеческое ухо, мы ничего не услышим.



Обычно скрипят передние дисковые тормоза. Чисто теоретически скрип могут издавать и баpaбаны на задней оси, но это происходит редко: и сама конструкция баpaбанов иная, и нагрузка на задние тормозные механизмы согласно все тем же законам физики меньше.

На фото — тормозные колодки Ferodo

Жесткость и изношенность

Учитывая природу возникновения тормозного скрипа, вариантов его появления много. Достаточно чтобы немного что-то пошло не так и вот вибрации уже в слышимом диапазоне. Чаще всего в скрипе виноваты причины, связанные с тормозными колодками.

Например, слишком жесткий состав накладки. Чем выше износостойкость колодки, тем сильнее она вибрирует при торможении, а значит, тем больше вероятность услышать скрип. Состав накладки это всегда компромисс между долговечностью и толерантностью к дискам и отсутствием скрипов. Каждый производитель смещает баланс в соответствии со своими представлениями. Возможно, ваши колодки просто слишком жесткие, потому и скрипят.

Зачастую бывает конфликт между составом колодки и диска. Тут не угадаешь, но иногда колодка и диски определенных фирм просто не могут мирно сосуществовать. Увы, но узнаешь об этом уже после установки определенных комплектов на авто. В таком случае поможет только замена колодок (просто потому, что это проще и дешевле чем менять диск). Чтобы избежать конфликта материалов есть смысл покупать диски и колодки одного производителя. Это, конечно, не гарантирует тихой работы тормозной системы, но хотя бы исключит один из вариантов.

Слева — новая колодка, справа старая

Иногда колодки начинают скрипеть будучи уже изношенными – уменьшилась толщина накладок, изменился хаpaктер вибрации колодки, появился звук. Более того, на некоторые колодки ставят специальные индикаторы, которые в народе прозвали «пискунами». Они обычно сделаны из мягкого материала, поэтому стираются быстрее, доходят до диска и начинают издавать противные звуки при торможении, привлекая внимание водителя и давая понять, что пора готовится в замене колодок.

А иногда колодки могут «голосить» и будучи новыми. Тут либо клиническое несовмещение материалов, либо специальное покрытие, которые многие производители наносят на колодки чтобы их рабочая часть не царапалась при трaнcпортировке. Через несколько сильных торможений этот состав сотрется, и колодки перестанут скрипеть.

Также на скрип оказывает влияние влага, иногда тормоза не скрипят посуху, но начинают издавать звуки в дождь. Сам по себе фактор влаги может и не сможет вызвать скрип, но он очень хорошо накладывается и «усиливает» другие причины.

А что еще

Справедливости ради сказать, далеко не всегда скрип тормозов вызван проблемами колодок. Проблемы могут быть и на стороне тормозного диска. Вариантов два – износ или попадание грязи. Оба этих фактора могут поменять хаpaктер торможения и прилегания колодок, а это уже ведет к скрипу. И есть с грязью можно бороться промывкой и прочисткой, то изношенный или поведенный диск можно только заменить.

Тормозные диски

Также к скрипу могут приводить проблемы со ступичным подшипником, поршнем суппорта и другие нештатные ситуации в системе тормозов. Мы же уже рассказывали, что от тишины до скрипа может быть разница в несколько герцев, и смещение может произойти из-за чего угодно.

Что делать

Как бороться со скрипом если он может возникнуть откуда угодно? Начинать стоит с самой очевидной и частой причины – тормозных колодок. В подавляющем количестве случаев в скрипе виноваты именно они, так что с них и стоит начать.

Пусть бaнaльно, но все-таки скажем – покупать нужно хорошие колодки. Совсем не обязательно оригинальные, но хотя бы от более менее известных фирм и с не самой низкой ценой. Чудес не бывает – дешевые колодки наверняка будут обладать некачественным фрикционным слоем, а значит все ухищрения с ними могут быть бесполезны – скрип не победить.

Тормозные колодки с противоскрипными пластинами

Еще один довод в пользу хороших и более или менее дорогих колодок – наличие противоскрипных пластин. Их, кстати, можно установить и самостоятельно, но хорошо, когда они уже идут вместе с колодкой. Пластины крепятся на обратную часть колодки, в месте, где она соприкасается с суппортом. Считается, что при наличии пластины нажим происходит равномернее, колодка лучше прилегает к диску, меньше вибрирует, а значит и вероятность появления скрипов снижается. Примерно такой же смысли и у специальных противоскрипных паст, которые можно использовать при монтаже новых колодок. Помогают они? В какой-то мере да, в некоторых ситуациях скрип действительно уходит, но панацеей не являются – в запущенных случаях никакая противоскрипных пластина не спасет.

Производители колодок тоже стараются бороться со скрипом. Чтобы сместить диапазон вибраций в «неслышимую» область иногда требуется совсем немного, поэтому нужного эффекта можно добиться малой доработкой площади контакта колодки с диском. Отсюда появляются пропилы и скосы. Наверняка вы видели, что на многих колодках есть либо специальные борозды, либо закругления, либо скосы по углам. Всем этим производители борются со скрипом. Помогает, правда, не всегда – всех факторов же не предусмотришь, но опять-таки снижение вероятности. Кстати, борозды и скосы можно сделать на колодке и состоятельно. Это пригодится тем, кто купил дешевые колодки и теперь борется со скрипом.

Пропилы на тормозных колодках

Вместо вывода

Учитывая все вышесказанное, попробуем составить алгоритм для водителя, который столкнулся со скрипом тормозов.

1. Нужно снять колеса и внимательно осмотреть тормозную систему, возможно, какие-то части износились (особое внимание колодкам и дискам), забиты грязью или находятся в плохом состоянии. Часто это видно даже невооруженным глазом. Механизмы нужно почистить, проблемные агрегаты заменить.

Проверка износа тормозных колодок

2. В случае, когда скрип появился как раз после плановой замены колодок, нужно немного подождать, может они приработаются. Если проехали уже более тысячи километров, а скрип не уходит, можно попробовать доработать колодки, оснастив их противоскрипными пластинами и сделав борозды (обычно делают одну поперечную).

3. Если доработки колодок не помогли, то можно попробовать их заменить – в конце концов, комплект стоит не так уж и дорого, чем терпеть скрип можно поэкспериментировать, вдруг та колодка никак не хотела нормально работать именно с вашим тормозным диском.

4. Если и это не помогло, нужно лезть глубже и диагностировать всю тормозную систему, если опыта не хватает, то можно обратиться на СТО, все-таки тормоза есть тормоза, и в вопросах с ними лучше перебдеть, чем недобдеть.

В общем, скрип хоть и может появляться из-за огромного количества причин, но победить его не так уж и сложно.




Гидроудар двигателя: что это такое, последствия и что делать


Гидроудар двигателя: что это такое, последствия и что делать Гидроудар (гидравлический удар) в двигателе происходит при резком усилении давления в одном или нескольких цилиндрах работающего ДВС. Причиной усиления дав...

18 01 2022 23:36:11

Ошибка P0300 - причины и пути исправления


Ошибка P0300 - причины и пути исправления Низкие цены и повсеместная распространенность сканеров OBD привели к тому, что сегодня они есть у многих автовладельцев. Это кажется отличной идеей, подклю...

17 01 2022 21:23:12

Карбюратор Солекс: история, модификации, достоинства и недостатки


Карбюратор Солекс: история, модификации, достоинства и недостатки На вопрос, что такое карбюратор, любой закаленный автослесарь, да и начинающий автолюбитель, скажет, что это часть двигателя, отвечающая за приготовления с...

16 01 2022 8:45:10

Клапан ЕГР: устройство, неисправности и отключение

Количество автомобилей на дорогах возрастает, и с этим ничего не поделать. Однако каждый отдельно взятый автомобиль представляет собой опасность для здоров...

15 01 2022 0:59:41

Почему кондиционер не охлаждает, а дует теплым воздухом


Почему кондиционер не охлаждает, а дует теплым воздухом Молодым водителям уже может быть и невдомек, как это ездить в летнее пекло на машине без кондиционера. Раньше охладитель в авто был предметом шика, а сегод...

14 01 2022 17:55:15

Масляный фильтр: где находится, как выбрать и заменить


Масляный фильтр: где находится, как выбрать и заменить Масляный фильтр – обязательный составной элемент любого трaнcпортного средства. Его задача – очистка масла, смазывающего двигатель, от посторонних включени...

13 01 2022 12:16:51

Двигатель не тянет: причины и решения проблемы


Двигатель не тянет: причины и решения проблемы По статистике, каждый автовладелец при длительной службе автомобиля, испытывает проблемы с тягой, в зависимости от причин, машина либо плохо разгонялась, л...

12 01 2022 10:33:25

За что ГИБДД может задержать автомобиль


За что ГИБДД может задержать автомобиль Большинство автолюбителей привыкло, что в случае нарушений правил дорожного движения их могут наказать штрафом, а также лишить права вождения автомобиля на...

11 01 2022 16:45:34

Пять причин не купить Рено Каптур - недостатки


Пять причин не купить Рено Каптур - недостатки Давно ходят споры – считать ли иномарки российской сборки отечественными автомобилями. С Kaptur вопрос еще сложнее, ведь он не просто собирается в России,...

10 01 2022 9:55:13

УАЗ Патриот с АКПП - обзор, плюсы и минусы


УАЗ Патриот с АКПП - обзор, плюсы и минусы Этот год получился прорывным для исконно отечественных автомобилей в плане автоматических трaнcмиссий. На АвтоВАЗ наконец-то завезли ниссановский вариатор,...

09 01 2022 18:44:57

Как правильно выбрать автосервис: 5 важных рекомендаций


Как правильно выбрать автосервис: 5 важных рекомендаций Порой выбрать качественный автосервис бывает очень сложно, ведь на рынке множество предложений и все они заявляют о высоком качестве, быстрых сроках и низк...

08 01 2022 17:52:29

Роторный двигатель. Устройство, принцип работы. Плюсы и минусы ротора.


Роторный двигатель. Устройство, принцип работы. Плюсы и минусы ротора. Изобретение двигателя внутреннего сгорания дало толчок к производству автомобилей, передвигающихся на жидком виде топлива. Двигатели эти на протяжении всей...

07 01 2022 4:41:40

Митсубиси Лансер 10 - проблемы, неисправности и слабые места


Митсубиси Лансер 10 - проблемы, неисправности и слабые места Лансер 10 в плане внешности, в особенности после 9-го поколения, стал неким скачком в космос. Многим пришлась по духу его агрессивная внешность, намекающая...

06 01 2022 11:34:17

Как правильно заезжать на эстакаду


Как правильно заезжать на эстакаду Наверняка многие бывалые водители помнят, каким неприятным для них было упражнение по троганию в горку при помощи ручного тормоза. В автошколах это упражне...

05 01 2022 17:51:48

Выбираем зимние дворники для автомобиля


Выбираем зимние дворники для автомобиля Выбор и покупка щеток стеклоочистителя – вопрос, который рано или поздно встает перед каждым автолюбителем. Дворники нужны на любой автомобиль, от старых «...

04 01 2022 13:44:53

Как часто нужно менять масло в двигателе


Как часто нужно менять масло в двигателе Замена масла в двигателе самая популярная и распространенная операция по обслуживанию автомобиля. Мотор – это сердце авто и за ним нужно следить особенно т...

03 01 2022 17:20:47

Бедная смесь: признаки и причины появления


Бедная смесь: признаки и причины появления Пришлось лично столкнуться с такой проблемой, как обедненная смесь, выяснить все причины. Поэтому хочу рассказать по личному опыту, на что обращать внимани...

02 01 2022 5:45:22

Двигатель не набирает обороты: причины и способы ремонта


Двигатель не набирает обороты: причины и способы ремонта Для каждого автомобилиста важно чтобы его трaнcпортное средство работало исправно, и без каких-либо проблем было способно развивать собственную оптимальную...

01 01 2022 10:48:34

Как проверить компрессию в двигателе


Как проверить компрессию в двигателе Состояние здоровья человека проверяют по определенным показателям, это ряд анализов, а также значение давления и температуры. Так и «здоровье» двигателя то...

31 12 2021 14:10:14

Загорелась лампочка подушки безопасности: причины и решения


Загорелась лампочка подушки безопасности: причины и решения Если автомобиль неисправен, то он превращается в средство повышенной опасности. Отслеживать исправность основных систем и узлов помогает панель приборов. С...

30 12 2021 1:16:24

Дифференциал автомобиля - устройство, фото, типы.


Дифференциал автомобиля - устройство, фото, типы. Многие покупатели при выборе внедорожника наверняка сталкивались в описании той или иной модели с термином «электронная блокировка дифференциала». Но что э...

29 12 2021 5:30:41

Проблемы и недостатки дизельного двигателя


Проблемы и недостатки дизельного двигателя Еще совсем недавно дизельные двигатели были прерогативой грузовиков, тяжелых внедорожников и коммерческого трaнcпорта, но совсем с недавнего времени, стару...

28 12 2021 0:13:57

Машины с армянскими номерами конфискуют - почему и что делать


Машины с армянскими номерами конфискуют - почему и что делать В свое время мы сделали большой материал, посвященный автомобилям на армянских номерах в России, в котором рассказали о том, зачем покупать машину в Армени...

27 12 2021 9:33:22

Какие летние шины выбрать


Какие летние шины выбрать Близится летний сезон и пора бы уже подумать автомобилистам о покупке летних шин. Что сегодня готов предложить нам рынок из новинок? Или быть может пойти п...

26 12 2021 23:15:34

Правильная эксплуатация авто с АКПП


Правильная эксплуатация авто с АКПП Несмотря на уже довольно существенную распространённость автоматических КПП, очень многие автовладельцы не знают, как правильно эксплуатировать такой механ...

25 12 2021 19:28:34

Холодный запуск двигателя – важные рекомендации


Холодный запуск двигателя – важные рекомендации Как в популярной шутке – зима опять пришла нежданно: в Сибири уже нередки ночи с -30°, да и в европейской части страны температурой -10° уже никого не удив...

24 12 2021 9:55:33

Как работает система распознавания усталости водителя


Как работает система распознавания усталости водителя По статистике, одной из самых частых причин автомобильных аварий является усталость водителя. Исследования показали, что уже через четыре часа вождения, ск...

23 12 2021 11:37:27

Skoda Rapid – пять главных недостатков


Skoda Rapid – пять главных недостатков Решение Skoda заменить на российском рынке компактный хэтчбек Fabia на относительно большой лифтбек Rapid не выглядело бесспорным. Несмотря на формальную п...

22 12 2021 9:16:23

Украина не Россия: почему на соседнем рынке автоновинки появляются раньше


Украина не Россия: почему на соседнем рынке автоновинки появляются раньше Несмотря на то, что в последние несколько лет крупные автомобильные производители размещают производственные мощности в Российской Федерации, в соседней Ук...

21 12 2021 19:16:47

Почему Mercedes-Benz G-Class считается легендарным?


Почему Mercedes-Benz G-Class считается легендарным? Официальной датой появления знаменитого автомобиля Mercedes-Benz G-Class (G — сокр. от нем. Geländewagen, что означает «внедорожник, автомобиль повышенной...

20 12 2021 21:54:43

Обкатка двигателя: как и зачем


Обкатка двигателя: как и зачем Любой собранный двигатель внутреннего сгорания, независимо от того, собран он на заводе-изготовителе, в автосервисе или в собственном гараже, должен пройти...

19 12 2021 3:43:24

Lada Xray Cross – чем отличается от обычного Xray и что с ним не так


Lada Xray Cross – чем отличается от обычного Xray и что с ним не так «Обычной» Lada Xray мы уже посвящали статью. Материал получился не очень комплиментарным, машину мы сильно критиковали, но что поделаешь если автомобиль по...

18 12 2021 1:58:47

Пять причин не купить Lada Vesta


Пять причин не купить Lada Vesta 2018 год Lada Vesta закончила в статусе самого продаваемого автомобиля на российском рынке. Ни более дешевая Granta, ни популярный Kia Rio так и не смогли...

17 12 2021 0:39:56

Двигатель HR16DE – особенности, ресурс, достоинства и недостатки


Двигатель HR16DE – особенности, ресурс, достоинства и недостатки Автомобили с 1.6-литровым двигателем HR16DE очень распространены в России — мотор установлен на многих массовых моделях Nissan и Renault (для последних он...

16 12 2021 7:14:38

Как обжаловать штраф за нарушение ПДД


Как обжаловать штраф за нарушение ПДД Любой, даже самый опытный водитель не застрахован от нарушения правил дорожного движения, за что, как известно, положены штрафные санкции. Но одно дело, ко...

15 12 2021 10:24:26

Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля.


Круиз-контроль. Разновидности, плюсы и минусы круиз-контроля. Лень – двигатель прогресса, и пример круиз-контроля, который пришел в автомобильную промышленность из США, это подтверждает. Ленивые американцы, у которых,...

14 12 2021 2:24:16

Что такое ОСАГО? Плюсы и минусы обязательного страхования авто.


Что такое ОСАГО? Плюсы и минусы обязательного страхования авто. ОСАГО – это один из двух основных полисов по страхованию, действующих на территории нашей страны. Более того, данный вид страхования является обязательным...

13 12 2021 14:45:42

Высоковольтные провода зажигания (бронепровода): как проверить на неисправности?


Высоковольтные провода зажигания (бронепровода): как проверить на неисправности? Для работы бензинового двигателя внутреннего сгорания необходимо два условия – это наличие топлива и искры для его воспламенения. Высоковольтные провода ка...

12 12 2021 17:57:10

Как сохранить номера при продаже автомобиля


Как сохранить номера при продаже автомобиля С октября 2003 автомобиль можно продать вместе с государственными номерными знаками без снятия с учета. Однако не каждый готов расстаться с привычной комби...

11 12 2021 3:17:39

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ


Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ До появления инжекторных двигателей моторам с карбюратором было достаточно 3-х датчиков. Это были датчики температуры и давления масла, а также температуры...

10 12 2021 10:22:31

Какой бензин лучше заливать – АИ 92, 95, 98, 100?


Какой бензин лучше заливать – АИ 92, 95, 98, 100? В Европе на большинстве заправок нет никакой градации в выборе бензина – есть только бензин и дизель. У неподготовленных российских туристов это вызывает у...

09 12 2021 2:29:44

Можно ли глушить автомобиль сразу после остановки


Можно ли глушить автомобиль сразу после остановки Водители со стажем знают непреклонное правило – проехался активно, дай машине остыть работой на холостых оборотах. Однако в последние годы упоминания об эт...

08 12 2021 11:23:58

Изменения в ОСАГО 2017 года


Изменения в ОСАГО 2017 года В законодательную базу нашей страны, регулирующую систему обязательного государственного страхования ответственности собственников автомобилей, в текущем г...

07 12 2021 19:54:46

Салонный фильтр: где находится, какой лучше, как часто менять?


Салонный фильтр: где находится, какой лучше, как часто менять? Многие автомобилисты несправедливо считают салонный фильтр второстепенной деталью, которая не требует к себе такого внимания, как, например, фильтрующий эл...

06 12 2021 15:14:48

Вакуумный усилитель тормозов – устройство, неисправности и самостоятельная диагностика


Вакуумный усилитель тормозов – устройство, неисправности и самостоятельная диагностика Вакуумный усилитель тормозов, как и любой другой механизм, имеет свой срок службы. Чтобы вовремя выявить поломку и найти ее причину, необходимо понимать, к...

05 12 2021 3:24:11

Свистит турбина – беспокоиться или нет?


Свистит турбина – беспокоиться или нет? Среди владельцев автомобилей с турбонаддувом есть много споров по поводу свиста во время работы нагнетателя. Кто-то говорит, что это нормально, другие по с...

04 12 2021 1:45:51

Проблемы и неисправности вариатора


Проблемы и неисправности вариатора Несмотря на то, что первые серийные автомобили, оснащенные вариаторами, появились еще в 1958 году, особое распространение этот тип автоматической трaнcмисс...

03 12 2021 9:43:35

Втягивающее реле стартера: устройство, неисправности, проверка


Втягивающее реле стартера: устройство, неисправности, проверка Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда после 2-3-х неудачных попыток запустить мотор, под капотом раздается треск втягивающего реле и стартер отказы...

02 12 2021 10:20:51

Какое масло заливать в коробку передач: МКПП и АКПП


Какое масло заливать в коробку передач: МКПП и АКПП Один из самых насущных для автолюбителей вопросов - стоит ли менять в коробке переключения передач своего «железного коня» трaнcмиссионную жидкость и когда...

01 12 2021 1:46:51

Какую машину купить дeвyшке?


Какую машину купить дeвyшке? Уже невозможно представить время, когда право водить автомобили имели лишь сильные представители человечества. На сегодняшний день трудно переоценить машин...

30 11 2021 23:22:55

Еще:
Устройство автомобиля -1 :: Устройство автомобиля -2 :: Устройство автомобиля -3 ::