Ли Якокка – «отец» Ford Mustang: самого популярного спортивного авто в мире

Если вы спросите, почему оно самое популярное, то ответ будет не в плоскости эмоций. Mustang популярен, благодаря тому, что его купили уже более 10 миллионов человек по всему миру. Давайте же бросим взгляд на историю появления этой феноменальной машины, неразрывно связанной с именем Ли Якокки, который был движущей силой этого абсолютно неожиданного для своего времени автомобиля.
Идея, начавшая овладевать умами
Истоки появления Mustang лежат еще в конце 40-х годов. После Второй мировой войны американцы проявляли все больший интерес к британским и итальянским спортивным автомобилям с их непривычным внешним видом, небольшими размерами, точным управлением и разнообразными «иностранными» функциями, такими как тахометр, напольный рычаг коробки передач и ковшеобразные передние сиденья. Спортивные автомобили продавались в весьма скромных количествах, но привлекали к себе очень много внимания.
Из Большой тройки только General Motors предлагал что-то вроде настоящего спортивного автомобиля — Chevrolet Corvette.
Ford добился больших успехов с Thunderbird 1955-57 гг., двухместным кабриолетом с V8, но он только выглядел спортивно. Тогдашний глава подразделения Ford Роберт С. Макнамара полагал, что четырехместная модель будет продаваться еще лучше. Второе поколение Thunderbird 1958 года доказало его правоту.
Однако рецессия 1957-58 годов заставила многих американцев присмотреться к маленьким европейским и японским автомобилям и новым компактным машинам, таким как Studebaker Lark.
Большая тройка ответила в 1960 году компактными Ford Falcon, Chevy Corvair и Chrysler Valiant. Хотя недорогой Falcon типичной для Америки конструкции вскоре превзошел своих конкурентов, нетрадиционный Chevrolet Corvair с двигателем сзади удивил своим хитом — купе Monza с «европейскими» опциями. В следующем году Ford ответил подобным исполнением Falcon – Futura. В 1961 году, новый глава отделения Ford выступил с концепцией еще более спортивного автомобиля.
Тот, кто смог выразить эту идею, и заставить воплотить её в жизнь
Ли Якокка, начав работу в Ford в середине 50-х годов, в отделе продаж в Пенсильвании уже в 1956 году предложил новую и успешную схему продаж, которую Макнамара использовал по всей стране. К 35 годам Якокка стал вице-президентом Ford, в 1960 году он был назначен главой марки Ford. После успеха с Futura, в середине 1963 года по его настоянию были выпущены кузова фастбэк на нескольких моделях. Их стремительный внешний вид определялся пpaктическим применением в гонках серии NASCAR. Он также запустил гоночную программу под лозунгом «Total Performance». К середине десятилетия Ford был постоянным победителем на гоночных и дорожных трассах по всему миру, что способствовало росту продаж и прибыли подразделения.
Но Якокка хотел чего-то большего, подозревая, что рынок ищет новый тип автомобилей. Уже в 1961 году на собрании Fairlane Group, неформального комитета по планированию, в состав которого входили топ-менеджеры компании и рекламные сотрудники, он предположил, что потенциальные клиенты ждут новый тип автомобиля. Якокка отметил, что когда поколение американских «бэби-бумеров», то есть детей, появившихся на свет сразу после окончания войны, достигнет совершеннолетия, у них будут деньги, чтобы потратить их на автомобиль со стильным «европейским» обликом, низкой ценой, спортивными хаpaктеристиками и достаточным прострaнcтвом для двух взрослых и двух детей.
Конкурс студий
Три дизайн-студии компании Ford, Lincoln-Mercury и Advanced Design были назначены для разработки подходящих предложений. У каждой студии было всего две недели, чтобы создать одну или несколько полноразмерных глиняных моделей. Якокка чувствовал, что внутреннее соревнование должно было дать тот автомобиль, который все искали.
Требования были такими: целевая цена $2500, масса в 1150 кг, общая длина 4,5 м, четыре места, напольное переключение передач в стандартном оснащении и максимальное использование компонентов Falcon. Стиль дословно описывался как «sporty, personal and tight». Маркетологи добавили в этот список необходимость широкой кастомизации, чтобы покупатели могли оборудовать автомобиль для экономии, роскоши или производительности или любой их комбинации, что было весьма необычным для низкоценового сегмента рынка в те годы.
В итоге семь кандидатов были доставлены во двор Ford Design Center для проверки 16 августа. Большинство имело длинный капот и относительно короткий задний свес. Этот образ был, по крайней мере, частично вдохновлен не спортивным, но элегантным Continental Mark II 1956-57 гг., эталоном дизайна среди последних автомобилей Компании, но он также был и основным видом для многих настоящих спортивных автомобилей. Среди собравшихся семерых победу одержал дизайн студии Ford под руководством Джо Ороса. «Это был единственный, кто, казалось, двигался, даже стоя на месте», — сказал Якокка.
Орос заставил свою комaнду покрасить глину в белый цвет, чтобы привлечь внимание руководства. Он выглядел очень похоже на окончательный Mustang, хотя этот макет был второстепенным, и работа над ним была завершена всего за три дня после того, как дизайн, разработанный в первую неделю был отвергнут Оросом.
Подготовка к запуску
Производственная модель была утверждена 10 сентября 1962 года, менее чем через месяц после показа конкурирующих концепций дизайна.
За исключением изменений, обычно вносимых для массового производства — подходящих бамперов, круглых фар, меньшего по размера лобового стекла — дизайн был пpaктически не затронут, хотя шасси, подвеска и трaнcмиссия были спроектированы совместно с компактным Falcon и новым для 62 года среднеразмерным Fairlane.
Общая длина составила 4,6 м, немного больше указанного предела, но идентична длине Falcon 1964 года. Колесная база была установлена 2,74 м, на 1,5 дюйма короче, чем Falcon, но достаточно для размещения четырех пассажиров. Хотя для Falcon предлагались в основном шестицилиндровые двигатели, комaнда Джо Ороса оставила много места под капотом для нового V8, предназначавшегося для Fairlane и бывшим опцией для топовой линии Falcon’63.
Разработка Mustang была сосредоточена главным образом на хардтопе, но кабриолет также значился в производственной гамме, несмотря на неизбежно более высокую цену и низкие продажи. Но с ростом рынка, дизайнеры чувствовали, что и кузов фастбэк не будет лишним, для повышения продаж. Планировщики согласились с этим, и к середине октября 1963 года он был пpaктически завершен. Однако продажи его начались только через шесть месяцев после появления у дилеров первых двух кузовов.
Выбор имени
К этому моменту в Ford утвердили на наименовании Mustang, после месяцев поиска и дебатов. Наименование Cougar был изначально фаворитом, но были еще и Torino, Turino и даже Т-5. Генри Форду нравилось «Thunderbird II», а Якокка и другие выступали за Mustang, хотя какое-то время в гонке участвовали и другие, не менее известные позже имена, в том числе Colt, Bronco, Maverick и Pinto.
Во многих отношениях Mustang был идеальным именем для спортивного нового Ford, вызывая романтические образы свободных духом ковбоев верхом на резвых жеребцах. Не менее важно, что его было легко записать и легко запомнить. Как сказал один из рекламщиков Ford, Mustang «говорил о широко открытых прострaнcтвах, и был чертовски американским».
Лихорадка Mustang
И вот, 21 января 1964 года, приглашенные журналисты отправились в Дирборн на «Техническую пресс-конференцию Mustang». Якокка, который придумал идею нового автомобиля, выступал в роли хозяина «Честно говоря, мы не можем дождаться, когда вы сядете за руль Мустанга», — сказал он. «Мы думаем, что вы получите такой опыт вождения, какого у вас никогда не было».
Официально Ford Mustang был представлен сотням репортеров Якоккой 13 апреля 1964 года на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В своей речи он, в частности, сказал: «С самого начала Mustang был захватывающим предприятием для всех нас. Мы не смогли полностью сдержать наше волнение, и в результате, я рад сообщить, что публика подхватила часть нашей лихорадки. Мы надеемся, что это очень заразно. Мы не утверждаем, что Мустанг может быть всем для всех. Но мы верим, что множество людей в нем найдет гораздо больше для себя, чем в любом другого автомобиле на дороге.»
Секрет кроется в его замечательной универсальности. При скромной цене это может быть экономичный компактный автомобиль с традиционным качеством Ford и всеми достоинствами дорогостоящего европейского дорожного автомобиля с отличным дизайном. По чуть менее скромной цене клиенты могут купить высокую мощность, соответствующую его внешнему виду. Mustang устанавливает ценовые рамки таким образом, чтобы покупатели могли приобретать его в зависимости от своих индивидуальных потребностей, желаний и кошельков.
Мы разработали Mustang с учетом молодой Америки. Нам хотелось бы думать, что в процессе мы достигли нового измерения в американской автомобильной промышленности, а, возможно, и в мировой промышленности. Мы считаем, что нам удалось объединить — в одном автомобиле — все элементы того, что мы называем «Total performance». И самое лучшее то, что мы предлагаем его по скромной цене.
Вы знаете, легко разработать автомобиль с просторным салоном, если вы готовы пожертвовать внешним стилем. Кроме того, легко создать автомобиль с элегантным спортивным экстерьером, если вы готовы выбросить пару сидений или пожертвовать большей частью свободного прострaнcтва в багажнике. Хитрость заключается в том, чтобы найти правильное сочетание вместительности и высокого стиля — и это именно то, что, по нашему мнению, мы достигли с нашей новой линейкой автомобилей. Дамы и господа — Mustang!
16 апреля Ford состоялась трaнcляция по ТВ, которую посмотрело 29 миллионов телезрителей. В пятницу, 17 апреля, 2600 газет опубликовали рекламные объявления и статьи, в то время как Mustang был представлен посетителям на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке.
Рекламная кампания на этом не закончилась. Поток печатной и телевизионной рекламы гарантировал, что почти все в Америке знали, что появился «неожиданный» Mustang. Ford вызывал общественный интерес многочисленными акциями. Главным событием стало то, что Mustang был назван официальным пейс-каром для гонок Indy 500 1964 года. Кабриолет белого цвета с синими гоночными полосами возглавил гонку, а Ford построил еще 35 кабриолетов и около 195 хардтопов, в тех же цветах. Позднее кабриолеты были проданы, а хардтопы розданы на конкурсах, спонсируемых дилерами.
Реакция публики на Ford Mustang 1965 года превзошла все ожидания Ford, и вскоре «Mustang Fever» стала национальной эпидемией.
Первый миллион довольных покупателей
Хотя продажи первого года были изначально запланированы в 100 тысяч в год, Якокка увеличил оценку до 240 тысяч, когда старт продаж приблизился, но даже это оказалось заниженным ожиданием. Ford понадобилось всего четыре месяца, чтобы продать 100 тысяч. К концу 1965 модельного года их общее количество составило 680 989, что стало рекордным показателем продаж за первый год, хотя расширение до 17 месяцев продаж первого модельного года тоже помогло. Миллионный Mustang был построен в марте 1966 года.
Несмотря на этот безудержный успех, некоторые автомобильные эксперты не разделяли общий энтузиазм. В конце концов, разве это не был всего лишь скромный Falcon с более привлекательным внешним видом? «В этом была магия этого автомобиля», — сказал позже Якокка. «Он выделялся, при этом был машиной на каждый день». Он мог бы добавить, что женщины любят — и покупают — Mustang так же, как мужчины.
Длинный первый год модели обычно делят на 1964½ (выпуск с апреля по август 1964 года), и «настоящими» 65-ми, построенными далее. Среди последних были и фастбэки 2+2, которые прибыли к дилерам 9 сентября 1964 года, когда собственно и начался 1965-й модельный год. Кстати, Ford официально рассматривал все эти автомобили как модели 65-го года, но использовал 1964 год для отсчета юбилеев Mustang.
А что было внутри?
Mustang выглядел гораздо более спортивным, по сравнению с типичным Falcon, благодаря передним ковшеобразным сиденьям, виниловому салону, ковровому покрытию и полным колесным колпакам. Базовой силовой установкой был 170-кубовый (2,8 л) рядный шестицилиндровый двигатель от Falcon, который развивал 101 л.с. в паре с трехскоростной механической коробкой передач с напольным переключением. Но этот спортивный автомобиль просто должен был иметь V8. Их было четыре на выбор. Базовым вариантом был 260-й (4,3 л за $75 доплаты), на 164 л.с. с двухкамерным карбюратором.
Затем шел 289-й (4,7 л) на 195 л.с., так же с двухкамерным карбюратором ($108) или на 210 л.с. с четырехкамерным ($162). Самым мощным вариантом был четырехцилиндровый «Hi-Performance» (HP) 289-й на 271 л.с.($ 443). Для «настоящих» мустангов 1965-го года выпуска 170-й двигатель был заменен усовершенствованным 200-м (3,3 л) на 120 л.с., 260-й был убран, 289-й с двухкамерным карбюратором стал 200-сильным, а 289-й с четырехкамерным был поднят до 225 л.с..
За исключением HP V8, все двигатели Mustang можно было заказать с трехступенчатой механической коробкой передач, с четырехступенчатой механической коробкой передач Borg-Warner T-10 ($116 долларов с шестицилиндровым, $76 за V8) или трехскоростной автомат Ford ($180 или $190). Четырехступенчатая механика была «обязательной опцией» для HP – это была тактика повышения прибыли, популярная в те годы в Детройте.
Что касается производительности на прямой, то 289-й 210-сильный автомобиль с четырехступенчатой механикой показал такие результаты: до 60 миль/ч за 9 секунд (против 11,2 с для 260-го двигателя с автоматом), четверть мили за 16,5 с, при скорости 129 км/ч, максимальная скорость — 177 км/ч.
Гоночные успехи
В течение чрезвычайно успешного первого года выпуска Ford Mustang, еще более захватывающая модель была впервые представлена на Riverside Raceway в Калифорнии 27 января 1965 года. GT-350 была создана Кэрролом Шелби, по указанию Якокки, который хотел опередить Chevrolet Corvette в соревнованиях спортивного автомобильного клуба Америки (SCCA) в категории B-Production racing. Идея состояла в том, чтобы дать каждому Мустангу «подтвержденную конкуренцией» ауру в соответствии с гоночной и рекламной кампанией «Total Performance» Ford, а затем сделать на этом деньги.
Модель была более успешна в драг-рейсинге, где версии с 427-м V8 (7 л) добились многочисленных побед в классе A/FX Национальной ассоциации хотродов (NHRA). Заводская комaнда Ford участвовала в сезоне 1965 года, с колесной базой на два дюйма короче. И неудивительно, что Mustang опередили не только несколько Corvette, но и выигрывали национальный чемпионат в категории B-Production три года подряд (1965-67).
Мы в наших статьях не раз уже отмечали, что живем сегодня во времена маркетологов, и многое на автомобильном рынке происходит не потому, что так лучше, а п...
04 07 2022 11:45:36
Замена масла в двигателе самая популярная и распространенная операция по обслуживанию автомобиля. Мотор – это сердце авто и за ним нужно следить особенно т...
03 07 2022 21:59:24
Любой собранный двигатель внутреннего сгорания, независимо от того, собран он на заводе-изготовителе, в автосервисе или в собственном гараже, должен пройти...
02 07 2022 15:39:24
В прошлом материале мы уже рассказали о том, зачем нужны обманки лямбда-зондов, какие они бывают и как работают. За рамками той статьи остался вопрос, как...
01 07 2022 7:32:16
О том, что у людей, купивших машину в кредит, есть возможность отсрочить платежи, президент России сообщил в своем обращении 25 марта. В условиях карантина...
30 06 2022 1:23:54
С введением электронных систем времена очередей ушли в прошлое. С осени 2013 года приобретение автомобиля больше не омрачается долгим пребыванием в ГИБДД....
29 06 2022 13:18:44
О том, что не все сотрудники Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) горят желанием помочь автомобилистам разобраться в дорожн...
28 06 2022 6:39:34
Вакуумный усилитель тормозов, как и любой другой механизм, имеет свой срок службы. Чтобы вовремя выявить поломку и найти ее причину, необходимо понимать, к...
27 06 2022 4:34:29
В предыдущей статье мы подробно рассмотрели, как работает датчик давления масла, какие бывают причины неисправностей. Сегодня, как и обещали, попробуем раз...
26 06 2022 7:54:12
Прежде чем приступать к изучению списка причин, по которым могут доноситься стуки, выясним, что такое гидрокомпенсаторы и как они работают. На фото: Гидрок...
25 06 2022 7:26:54
C тех пор, как в автомобильную промышленность пришла электроника, машины начали оснащать все большим количеством вспомогательных систем, которыми управлял...
24 06 2022 16:43:29
Несмотря на то, что первые серийные автомобили, оснащенные вариаторами, появились еще в 1958 году, особое распространение этот тип автоматической трaнcмисс...
23 06 2022 21:26:53
В статьях на автомобильную тематику модно говорить про цены. Что поделаешь, именно они сегодня правят бал, определяя и выпуск автомобилей, и спрос, и качес...
22 06 2022 6:53:27
Какая бы у вас не была машина, дорогая и надежная, абсолютно никто не застрахован от того, что в один прекрасный день, утром перед поездкой на работу, она...
21 06 2022 11:22:22
Причин, по которым вы случайно можете захлопнуть дверь автомобиля с оставшимися внутри ключами, может быть масса. В любом случае, если в такой неприятной с...
20 06 2022 22:50:13
Накануне каждого осенне-зимнего сезона российские водители вспоминают, что их автомобиль нуждается в специальной подготовке к испытанию низкими температура...
19 06 2022 7:28:10
Если раньше при покупке новой машины у российских автомобилистов выбор стоял между механической и автоматической коробкой передач, то в последнее десятилет...
18 06 2022 6:37:50
Опыт владения автомобилем, неразрывно связан с жизнью семьи. Только имея представление об обстоятельствах жизни, можно до конца понять причины покупки авто...
17 06 2022 9:54:18
То, что нужно регулярно контролировать уровень жидкостей под капотом, ни у кого сомнений не вызывает. Однако, уделяя внимания моторному маслу, антифризу и...
16 06 2022 16:15:14
В наше время сложно встретить тех, кто ещё не участвовал в обсуждении продукции концерна VAG. Мы не будем вдаваться в детали таких дискуссий, как и принима...
15 06 2022 17:45:35
Двигатель является важнейшим агрегатом автомобиля и как у любого сложного механизма у него есть понятие рабочая температура. Именно достигнув её ДВС способ...
14 06 2022 17:18:41
В любом автомобиле, шаровая опора является важнейшим элементом подвески, выход, из строя которого сопровождается, как правило, серьезным ремонтом, особенно...
13 06 2022 10:39:49
Двухсотый «крузак» – автомобиль в высшей степени необычный. Судя по цене, оснащению и имиджу это несомненный премиум. Все версии Toyota Land Cruiser 200 по...
12 06 2022 20:36:47
ГБО — это газобаллонное оборудование, устанавливаемое на автомобили для обеспечения возможности работать не только на классическом топливе как бензин, но и...
11 06 2022 21:39:37
Электронная система курсовой устойчивости, у которой, в зависимости от производителя, имеется несколько названий (ESP – «Electronic Stability Program», ESC...
10 06 2022 6:38:36
Знакомая многим автовладельцам ситуация - потеет фара. Особенно это актуально в сырую погоду, либо во время мойки, когда воздух просто насыщен влагой. Поми...
09 06 2022 20:29:44
5 конкретных вопросов, которые нужны задать автомеханику, прежде чем отдавать свой автомобиль на ремонт. Мы все боимся неизвестности, когда отдаем наши маш...
08 06 2022 2:34:19
Если внимательно проанализировать рынок подержанных авто, то можно найти удивительную особенность – цены на кроссовер Mazda CX-7. Дорестайлинговые модели м...
07 06 2022 21:40:39
Статья о том как устроена антиблокировочная система ABS, в чем ее минусы и плюсы и краткая история создания ABS....
06 06 2022 15:44:15
Любой двигатель оснащается топливной системой, одной из важных частей которой, независимо от модификаций, является бензонасос. Прежде чем понять устройство...
05 06 2022 17:47:58
Сегодня я хочу рассказать об одной из самых знаковых моделей для марки Buick – Riviera, а точнее о первом поколении этой примечательнейшей модели, производ...
04 06 2022 22:23:20
Иметь автомобиль – это не только счастье и ответственность, но и периодические сюрпризы. Среди них нередко встречается и такой: нажимаем на кнопку брелока...
03 06 2022 18:40:20
Рано или поздно автовладелец сталкивается со следующей ситуацией: в условиях мороза замок замерзает и дверь не открывается. Автомобиль, в который можно был...
02 06 2022 15:45:16
С появлением очередного китайского автомобиля, общественность начинает тихонько шептаться о наступлении трудного времени для корейского и европейского авто...
01 06 2022 1:34:54
Пришлось лично столкнуться с такой проблемой, как обедненная смесь, выяснить все причины. Поэтому хочу рассказать по личному опыту, на что обращать внимани...
31 05 2022 21:20:36
В нашей неспокойной экономической ситуации, когда доллар ползет вверх не по дням, а по часам, спланировать покупку автомобиля становится весьма сложной зад...
30 05 2022 8:24:51
Каждый автомобилист, неважно, какой машиной он владеет, хотя бы раз слышал словосочетание «раздаточная коробка». Но что это за агрегат, какие функции он вы...
29 05 2022 11:12:41
Уже совсем скоро стартует пора отпусков и тысячи автомобилистов отправятся к морям или в горы. Но прежде чем отправиться в дальнюю дорогу, необходимо приве...
28 05 2022 18:35:37
Выезжая из гаража обратил внимание, что в салоне появился запах бензина. Остановился, открыл капот, но ничего подозрительного не обнаружил. Сразу же обрати...
27 05 2022 23:26:53
Сколько копий было сломано вокруг извечного вопроса, какой бензин лучше всего подойдет для «сердца» автомобиля, не сосчитать. У приверженцев использования...
26 05 2022 12:27:53
Похоже, многие автолюбители не раз с затаенной завистью смотрели на проезжающие мимо и затонированные «в ноль» машины. Безусловно, качественно проведенная...
25 05 2022 1:36:29
ПТС (паспорт технического средства) – один из самых важных для автовладельца документов, поэтому его утрата является серьезной проблемой. Без ПТС вы не то...
24 05 2022 12:33:33
У каждого автомобилиста есть машина мечты. Такой автомобиль, как правило, сложно или почти невозможно купить в России у официальных дилеров, которые выбира...
23 05 2022 23:44:38
Скрип тормозов – вещь в большинстве случаев не опасная, но жутко раздражающая. Обычно с качеством замедления при скрипящих колодках проблем нет (хотя бываю...
22 05 2022 17:58:49
Среди автолюбителей ходят множество слухов о ненадежности, капризности турбированных двигателей TSI и роботизированных трaнcмиссий под названием DSG. Тем н...
21 05 2022 3:25:19
Как занизить автомобиль. В статье приводятся все современные способы занижения автомобилей с фотографиями....
20 05 2022 9:20:29
Помимо всех неприятностей, связанных с холодом и снегом, зима приносит еще одну: необходимость прогревать автомобиль. Вероятно, данная необходимость выгляд...
19 05 2022 18:38:26
Пока мы колесим по дорогам России, вопрос о том, можно ли с нашими правами ездить по территории зарубежных стран (не СНГ), не возникает. Но как только начи...
18 05 2022 17:37:59
В свое время мы сделали большой материал, посвященный автомобилям на армянских номерах в России, в котором рассказали о том, зачем покупать машину в Армени...
17 05 2022 23:41:57
Суппорт один из ключевых механизмов тормозной системы автомобиля. Основная задача, прижимать колодки к тормозному диску и соответственно останавливать его...
16 05 2022 10:50:31
Еще:
Устройство автомобиля -1 :: Устройство автомобиля -2 :: Устройство автомобиля -3 ::